Юлия Макарова
Цикл опытов в рамках проекта «В воде купался — сухой остался»
▼ Скачать + Заказать документы
«В воде купался - сухой остался»
Опыт №1
Цель:
Содействовать формированию интереса к живой и неживой природе (птицы, перья, жир, материалу, исследовательской работе.
Познакомить детей с различными видами перьев.
Доказать защитные свойства жира на примере гусиных перьев.
Оборудование: миски с водой, куриные и гусиные перья, крем для рук, салфетки бумажные и тряпочные для каждого ребенка, одноразовые тарелки.
Публикация «Цикл опытов в рамках проекта „В воде купался — сухой остался“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Ход экспериментальной деятельности:
Вопрос о изучении свойств гусиных перьев и свойств жира (масла) возник после того как дети услышали поговорку «Как с гуся вода». Мы решили сравнить перья курицы и гуся и проверить опытным путем правдивость поговорок «Как с гуся вода» и «Мокрая как курица».
Дети садятся за столы, где стоят миски с водой, лежат куриные и гусиные перья. Ребята, это лаборатория, а мы ученые - исследователи.
Воспитатель: Прежде чем я задам вам вопрос, прошу отгадать загадки:
Я люблю непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый. (гусь)
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка. (уточка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Я не случайно загадала загадки именно про этих птиц, ведь как вы знаете, они непосредственным образом относятся к воде (водоплавающие).
Воспитатель: А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде?
(Ответы детей, обобщение воспитателем.)
Воспитатель: Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. А теперь давайте выясним свойства перьев этих птиц.
Начнем нашу работу с рассмотрения двух видов перьев (куриные и гусиные).
Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.
Рис. 1
Рис. 2
Предложить опустить перья в тарелки с водой по очереди.
Воспитатель: Что произошло с куриными перьями?
Дети: Намокли.
рис. 3
Воспитатель: Опустите в воду гусиные перья. Что вы видите?
Дети: Гусиные перья плавают. Перья сухие или с капельками.
рис. 4
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: гусиные перья сухие, так как они смазаны жиром. У гуся и близких ему родственников есть сальная железа, расположенная над основанием хвоста. Секрет, выделяемый копчиковой сальной железой, состоит из белка и жира. Клювом, надавливая на железу, птица распространяет секрет по всей поверхности оперения. Перо - обладает водоотталкивающими свойствами. А куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода.
Поэтому, не зря говорят: «Как с гуся вода». Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.
«В воде купался – сухой остался»
Опыт №2
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Доказательство защитных свойств жира (масла) на примере крема для рук.
Оборудование: миски с водой на каждого ребенка, бумажные и тряпочные салфетки, крем для рук.
Ход экспериментальной деятельности:
Вопрос о защитных свойствах жира (масла) заинтересовал детей, и мы решили продолжить экспериментировать. В данном опыте мы подвергли исследованию крем для рук.
Воспитатель: Знаете ли вы, у кого еще, кроме водоплавающих птиц, смазано тело жиром?
Дети: Белые медведи.
Воспитатель: А для чего белому медведю, у которого густая шерсть, нужна еще и жировая смазка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Шуба полярного медведя очень густая и плотная, хорошо защищает от холода и вдобавок пропитана жировой смазкой, которая препятствует намоканию шерсти в воде. Еще у всех медведей под шкурой расположен толстый слой подкожного жира, также спасающий от переохлаждения.
Воспитатель: А для чего люди используют жир (масло) в повседневной жизни?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Предлагаю вам проверить, какое действие оказывает жир (масло) на кожу наших рук.
Воспитатель: Опустим руки в воду. Какими они станут?
Дети : мокрыми.
Рис. 5
Воспитатель: Как сделать так, чтобы руки тоже не намокли?
Версии: Завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки.
Воспитатель: Предлагаю смазать кремом руки, а потом намочить. Что вы видите?
Дети: На руках мелкие капельки. Руки, смазанные кремом, не намокают.
Рис. 6
Рис. 7
Воспитатель: Мы можем сделать вывод, что руки, смазанные кремом, защищены от воздействия воды, так как в состав крема для рук входят масла (жиры). Но это уже вопрос для другого исследования.
«В воде купался – сухой остался»
Опыт №3
Цель: Развивать интерес к свойствам жира (масла, которые он оказывает на различные предметы.
Доказать защитные свойства жира.
Доказать, что предметы, которые подверглись обработке жиром (маслом) не тонут в воде, плавают.
Развивать познавательные способности, связную речь, логическое мышление.
Оборудование: Иголки для шитья (на каждого ребенка, жир или масло подсолнечное (несколько капель, тарелки с водой, салфетки.
Ход экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Предлагаю вам провести интереснейший эксперимент. Проверить, будут ли плавать металлические предметы. Ведь мы знаем, что металл тяжелее воды.
На столах стоят блюда с водой. Детям предлагается опустить в воду простую иголку для шитья.
Рис. 8
Ребята осторожно кладут иглу на поверхность воды.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Игла утонула.
.
Рис. 9
Воспитатель: Утонула! Правильно!
Воспитатель: Теперь смажьте иглу жиром (подсолнечным маслом) и снова положите аккуратненько иглу на воду. Что получилось?
Дети: Игла плавает. Не тонет.
Рис. 10
Воспитатель: Получилось! А почему не тонет?
Дети: Мы ее смазали жиром.
Воспитатель: Оказывается, игла, покрытая тонким слоем жира, не смачивается водой. Она не тонет, а остается на поверхности воды и поддерживается водяной пленкой. Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром (маслом) .
Воспитатель: Молодцы! Мы узнали много о свойствах жира (масла). Доказали, что под воздействием жира гусиные перья не тонут. Крем для рук, в состав которого входят жиры и масла, оказывают защитное действие на кожу рук. Даже металлические предметы, которые тяжелее воды, покрытые жировой пленкой, не тонут и лучше защищены от губительного избытка влаги.
Нас с вами ждут еще много новых, интересных и познавательных открытий.