Екатерина Сергеевна Рождественская
Проект по развитию мелкой моторики «Мир на кончиках пальцев» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Мир на кончиках пальцев»
Автор проекта Воспитатель без категории
Рождественская Екатерина Сергеевна
Команда проекта Воспитатель группы, родители.
Обоснование актуальности проекта
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Цель
задачи проекта
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап (01.012.2024 -5.012.2024 год):
1. Составление плана мероприятий всей проектной деятельности
2. Формирование целей и задач проекта на тему: «Развитие мелкой моторики»
3. Пополнение игрового и методического материала для реализации проекта
Основной этап (05.12.2024-25.12.2024 г.)
• Дидактические игры
• Занятия (НОД)
• Экспериментирование
• Знакомство с иллюстративным материалом
Заключительный этап.
-обобщение результатов работы над проектом;
-освещение опыта работы на конкурсах профессионального мастерства;
-оформление методической копилки;
-показ пальчикового театра по сказке «Репка» родителям;
-выставка детских работ «Все умеют наши ручки»;
-итоговое родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».
Целевая аудитория Дети второй младшей группы 3-4 лет
Кадровое обеспечение проекта Для работы в проекте привлекаются: старший воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение
Групповая комната, дидактический и наглядный материал, конспекты занятий, методическая литература, технический материал, фото и видео материалы.
География проекта
МОУ – СОШ «Содружество»
141650, Московская область, г. о. Клин,
г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 7а
Телефон 8(49624)6-21-76
Сроки реализации проекта 01 декабря 2024 по 31 декабря 2024 (1 месяц)
Бюджет проекта
Не требует финансового обеспечения.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В. Д Сухомлинский
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с речевым нарушением при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук.
К 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.
Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать чему учить, и какими методами пользоваться.
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире.
Правильное восприятие цвета, формы, величины и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Специальные сенсорные занятия позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей. Специальные игры, оборудование возбуждает интерес детей младшего возраста (2-4 года, стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию мышления, памяти, внимания, речи.
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики, и, сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
- Развивать речь как средство общения;
- Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы.
- Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Способствовать развитию координации движения кистей рук;
- Побуждать детей к выполнению простейших трудовых поручений – убирать игрушки после игры.
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
Реализация проекта:
Работа с родителями.
В начале учебного года во 2-х младших группах было проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка». – Приложение 1.
Также привлечение родителей к изготовлению самодельных игрушек для развития моторики – «волшебные» мешочки для развития мелкой моторики, различные шнуровки, разрезные пазлы.
В период реализации проекта на занятиях с детьми включались игры, упражнения, задания, способствующие правильному выделению таких качеств предмета, как цвет, форма, величина, звук и, формированию представлений об отношениях между предметами. Дети с удовольствием и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.
Широко использовались на занятиях пальчиковые гимнастики, игры с бусинами, крупами, пуговицами, камешками.
Использовались игры:
«Матрешка»;
«Подбери по цвету»;
«Подбери по форме»;
«Строим из деревянного конструктора»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Лото»;
«Прищепки»;
«Построй башенку из стаканчиков»;
«Чудесные мешочки» (с крупами)».
Лепка с применением различных круп.
«Дорожка для колобка» – лепка - выкладывание дорожки из пластилина фасолью;
«Солнышко» - лепка - лучики солнышка выкладывали пластилина к приклееной основе;
«Гороховые фантазии» - лепка с применением зерен гороха.
Рисование, аппликация:
«Осеннее дерево»
«Украсим сарафан для Кати»;
«Собери бусы»;
«Укрась елочку»;
«Раскрась пирамидку»;
«Подружка неваляшка»;
«Весёлое солнышко»
Аппликация
«Красивая салфеточка»
.
Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
По итогам проекта все поставленные мной задачи были успешно выполнены.
У детей сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
У детей развиты умения и навыки обследовать предметы.
Дети способны группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку.
Улучшения качества и «количества» речи у детей 2-ой младшей группы.
У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.
Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
2. Варенцова Н. С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.
3. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М. : Владос, 2001
4. Гуськова Т. В. Трехлетние дети в саду и дома // Дошкольное воспитание. 1983. №4.
5. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.
6. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2012.
7. Справочник педагога-психолога, 2012.
Приложение 1
Конспект родительского собрания по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».
Форма проведения: семинар.
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет;
- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатель, старший воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Вступительный этап:
- создание проблемной ситуации;
- разминка.
2. Основная часть:
- содержание и методы сенсорного развития;
- педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений».
- выполнения заданий в мини-группах.
3. Подведение итогов собрания:
- рефлексия.
Приложение 2
Игры и упражнения
МОЗАИКА — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
ПАЗЛЫ – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
ШНУРОВКИ – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
ИГРА С КРУПОЙ - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
«УЗНАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Приложение 3
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Простые
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Комплексы упражнений (потешки)
"Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
"Прогулка"
(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые - догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики - бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые - пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
"Человечки"
Побежали вдоль реки.
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки.
(Повторить несколько раз).
"В гости"
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
"Домик"
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять. (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
"Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
"Замок"
На двери висит замок,
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог?
(повторение движений)
Потянули,
(пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили,
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
Постучали
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И - открыли!
(пальцы расцепить, ладони в стороны).