Светлана Зацепина
Проект «Там, на неведомых дорожках» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Там, на неведомых дорожках»
по теме «Ознакомление детей с детской художественной литературой как средством познавательного развития»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2011 г. – май 2012г.)
Возраст участников проекта : средняя группа
Партнё ры: воспитатели, родители.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта :
У детей теряется интерес к книге, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать. Содержание сказок поможет сформировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Актуальность использования сказки в воспитании нравственных личностных качеств состоит в том, что при помощи сказки ребёнку легче приобрести эмоционально-нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
В поведении ребёнка часто повторяются негативные действия по отношению к животным, растениям, он игнорирует предупреждения взрослого.
Интерес ребёнка к животным и растениям неустойчивый, ситуативный, эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены.
Цель проекта :
Формировать у детей правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами. Развивать художественно-речевые навыки. Сформировать нравственные и культурные стороны ребёнка, обогатить его социальный опыт.
Задачи проекта :
• Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
• Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
• Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления детей над проявлениями разного отношения людей к природе.
• Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ними.
Ожидаемый результат:
• научить различать и правильно называть достаточно большое количество растений и животных, уметь рассказывать о них, характеризуя как живые существа;
• научить эмоционально откликаться на красоту природы, проявлять сочувствие попавшим в беду, стремление оказать им помощь. ;
Этапы реализации проекта :
• 1 этап – подготовительный (подбор художественной литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, музыкальных произведений)
• 2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
• 3 этап – заключительный (развлечение «Рассказал нам ветерок»).
2 этап основной: План реализации проекта
Разделы проекта Виды деятельности воспитателя Виды деятельности детей
Художественно-речевая деятельность Потешки, считалки, скороговорки, загадки:
«Наш козёл…», «Зайчишка-трусишка…», «Барашеньки…», «Сидит, сидит зайчик», «Гуси вы, гуси…», «Кот на печку пошел…», «Идёт лисичка по мосту».
Сказки:
«Про Иванушку-дурачка» (обр. М. Горького); «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Лиса и козел» (обр. О. Капицы); «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля).
Поэзия:
В. Берестов «Кто чему научится», «Заячий след»; Ю. Кушак «Сорок сорок»; Ю. Мориц «Огромный собачий секрет»; М. Москвина «Что случилось с крокодилом»; Д. Самойлов «У Слоненка день рождения»; К. Чуковский «Тараканище», «Телефон».
Проза:
Л. Толстой «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…» (из Эзопа); К. Ушинский «Бодливая корова»; В. Бианки «Подкидыш»; А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); С. Воронин «Воинственный Жако»; Ю. Казаков «Зачем мыши хвост»; Ю. Коваль «Паша и бабочки»; М. Пришвин «Журка», «Ребята и утята»; Н. Романова «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Я. Сегель «Как я был обезьянкой»; Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Т. па не ловит птиц», «Лисята», «Воробей»; М. Горький «Воробьишко»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»; В. Бианки «Первая охота»; С. Козлов «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»; Г. Цыферов «В медвежий час» (главы из книги).
Выставки:
«Осенние фантазии»,
«Скульптор»,
«Любимые сказки».
Презентации:
«Лесные жители», «Осень».
Рассматривание картин, наблюдения, экскурсии, беседы, разучивания стихотворений, чтение и пересказ сказок и рассказов.
Цель: формировать умение соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, при рассматривании книжных иллюстраций - воспроизводить по ним текст рассказа или сказки.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Противоположности», «Что где находится», «Волшебные линии», «Подбери фигуру», «Найди похожую фигуру», «Что перепутал художник», «Овощное лото», «Детям о времени», лото «Птицы», «Съедобное и несъедобное», «Овощи-фрукты», «Животные» Различные дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные.
Цель: познакомить детей с временными понятиями (времена года, месяц, день недели, части суток, часы).
Учить ориентироваться в пространстве. Расширять знание детей о растительном и животном мире. Развивать логическое мышление.
Продуктивная деятельность
Рисование:
«Рыбки в аквариуме», «Цыпленок», «Кто-кто в рукавичке живёт?», «Мышь и воробей»
Аппликация, конструирование:
«Плывет, плывет кораблик», «Заюшка», «Снегири», «Будка для собаки».
Лепка:
«По реке плывет кораблик», «Вот ёжик – ни головы ни ножек», «Два жадных медвежонка», «Муха-цокотуха».
Рисование красками, карандашами, работа с ножницами, цветной бумагой, клеем, пластилином, стекой.
Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция).
Подведение детей к пониманию того, что цвет передаёт настроение (добрый, злой, грустный, весёлый и т. д.).
Развлечение
Кукольные спектакли:
«Сестричка Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Пых», «Лисичка со скалочкой».
Драматизации:
«Курочка- ряба», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Кот и петух».
Настольные театры:
«Снегурочка», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Бычок смоляной бочок», «Журавль и лиса», «Кот, петух и лиса».
Праздники:
«В гостях у бабушки –загадушки»,
«Золотая осень», «Сказочная викторина», «Кто рукавичку потерял?», «Рассказал нам ветерок».
Цель: Проявлять интерес к театрально-игровой деятельности, участие в играх-имитациях, в хороводных играх.
Работа с родителями
Праздники: «День матери», «День Защитников Отечества», «Праздник мам».
Консультации: «Учите детей любить родной язык. Утверждение через отрицание», «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе», «Общение с животными», «Советы логопеда. Говорите с ребёнком правильно».
Папка-передвижка: «Как мы хвалим ребёнка?»
Памятка: «Поведение в детском саду».
Результативность проекта :
1. Дети внимательно и с интересом слушают чтение или рассказывание. Стремятся к повторной встрече с произведением, его героями, просят взрослого прочитать новое литературное произведение.
2. Активно и с желанием участвуют в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки для театрализованных игр, участвует в театрализованных играх, создавая интересные образы героев.
3. Откликаются на предложение взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно оказывают воспитателю посильную помощь.
4. Эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие попавшим в беду, стремятся оказывать помощь.
Перспектива:
• Разработать проект «Там, на неведомых дорожках» для детей старшего дошкольного возраста.
• Составить план мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями о животных, обогащая «читательский» опыт детей за счёт произведений, относящихся к разным литературным жанрам: скороговорки, стихи, рассказы, сказки, выделяя некоторые специфические особенности каждого жанра.
• Использовать детскую литературу, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков детей по отношению к природе.