Складчикова Татьяна
Проект «Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : по доминирующей в проекте деятельности : ролево-игровой
по предметно-содержательной области: интегративный
по характеру контактов: контактов с воспитанниками одной группы
по продолжительности выполнения: краткосрочный
Тип проекта : творческий.
Программное содержание:
- обучать игровым действиям со сверстниками.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
- поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Актуальность проекта :
Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой ситуации. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, поскольку в словаре отражается содержание речи, т. е. чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень умственного развития. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в раннем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность, в том числе и сюжетно – ролевую игру. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Задачи проекта :
- обучать игровым действиям со сверстниками.
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
- развивать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых одним сюжетом.
-поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
Срок: 1 месяц с 01.04 - 30.04
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Необходимые материалы: атрибуты сюжетно-ролевых игр
Предполагаемый продукт проекта : повышение уровня речи у детей раннего возраста, презентация «Как мы играем».
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: повышение интереса детей к сюжетно-ролевым играм, самостоятельному выполнению ролей, улучшение эмоционального климата в группе, активизация речевой активности детей, создание предпосылок к совместным играм, снижение негативных проявлений у детей к посещению детского сада.
Воспитатель : освоит метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивать речевое и творческое мышление дошкольников.
Родители: желание родителей играть с детьми дома.
Реализация проекта по образовательным областям:
Речевое развитие : Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Познание: Беседы, игры, наблюдения, просмотр развивающих мультфильмов из серии «Для самых маленьких», обсуждения.
Социально-коммуникативное развитие : Беседы, фотовыставки с изображениями профессий.
Физическое развитие : Сюжетные утренние гимнастики, игровые задания
и упражнения на прогулке.
Художественно-эстетическое развитие :
Заучивание песенок и потешек, раскрашивание предметных картинок.
Основные формы реализации проекта :
Игровые задания и ситуации.
Просмотр и обсуждение
развивающих мультфильмов.
Рассматривание картин, серий
сюжетных картинок.
Сюжетные утренние гимнастики.
Сюрпризные моменты.
Знакомство с атрибутами к
сюжетно-ролевым играм.
Оборудование:
Игровая зона для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Больница».
Уголок ряжения, наборы: «Парикмахерская», «Кухня»,
«Больница», «Продукты», рули, коляски.
Результат:
Повышение уровня речи у детей раннего возраста
Обновление атрибутов и игровой зоны для сюжетно-ролевых игр.
Пополнение информационного уголка для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
- Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
- Рассматривание сюжетных картин
на темы: «Повар», «В больнице», «Парикмахерская», «Магазин», «Шофёр», «Семья».
- Подбор наглядного материала. - Игровые ситуации; беседы;
дидактические игры.
– Пальчиковые, артикуляционные,
дыхательные упражнения.
– Сюжетные утренние гимнастики.
– Игровые упражнения на прогулке.
– Пальчиковый и настольный театр.
- серия сюжетно-ролевых игр «У доктора», «В магазине», «Праздник у куклы Кати». - Досуг для детей :
«Кукла Катя пришла в гости».
- Проведения консультаций для родителей «Какие игрушки необходимы детям», «Взрослые, дети, игра», «Игры и игрушки», «Игра в жизни вашего ребёнка»,
«Игрушка в жизни ребёнка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка».
Перспективное планирование организации и проведения сюжетно-ролевых игр для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
№ п/п Тема
(Сюжетно-ролевая игра) Сроки проведения Ответственный
1 «Больница» 1 неделя апреля воспитатель
2 «День Рождение у куклы Кати» 2 неделя апреля воспитатель
3 «Магазин» 3 неделя апреля воспитатель
4 «Парикмахерская» 4 неделя апреля воспитатель
План работы с родителями
№ п/п Формы работы Сроки проведения Ответственный
Примечание
1. Консультация: «Какие игрушки необходимы детям» 1 неделя апреля воспитатель
2. Консультация: «Взрослые, дети, игра» 2 неделя апреля воспитатель
3. Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста» 3 неделя апреля воспитатель
4. Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в течение всего срока реализации проекта воспитатель
Результаты реализации проекта в группе
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т. е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
Методическая литература :
Программа «От рождения до школы» редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».
Е. С. Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», «Развивающие игры с малышами до 3-х лет».
Т. В. Галанова «Игры с детьми раннего возраста».
М. А. Аралова, О. Н. Земцова «Тесты для детей 2-3 лет».