Надежда Любчик
Организация сюжетно-ролевой игры «Путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ»
(первая младшая группа)
Цель: Сформировать у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Путешествие»
Задачи:
1. Формировать у детей умения осуществлять разнообразные условные игровые действия, связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку (едем на автобусе, покупаем овощи, фрукты, кормим зверей)
2. Формировать простейшие взаимодействия между взрослыми и детьми
3. Воспитывать умения играть вместе
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры „Путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Ожидаемые результаты
1. Дети научатся развертывать действие с сюжетной игрушкой, предметом –заместителем и воображаемым предметом
2. Связывать три игровых действия в смысловую цепочку.
3. Научатся словесно обозначать игровые действия
4. Продолжать по смыслу действие начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником.
Актуальность
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра — один из видов человеческой деятельности. Психологи многих стран обращают внимание современного общества на то, какое большое влияние оказывают на формирование личности ребенка ролевые игры. Последние позволя-ют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того иди иного персонажа, играть определенную роль.
Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка;
его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения. общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают, переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Диагностика игровой деятельности детей по методике В. М. Сотниковой,Т. Е. Ильиной на начала года выявила у детей нашей группы следующие результаты
1уровень игровых навыков -0%, 2 уровень -44% и 3уровень-56%.
Вывод : у 56% детей группы отсутствуют игровые навыки. Дети только манипулируют с игрушками, не умеют говорить. Поэтому актуальность обучения детей нашей группы игре становится для нас очень острой
Научно- методическое обеспечение.
В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это" сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.
Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.
Н. Я. Михайленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которой он не может научить детей играть Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5—3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой — -придумывание новых сюжетов, которые включают в себя
разнообразные события.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.