Эльвира Аминева
Проект сюжетно-ролевой игры «Почта»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность
Проект направлен на расширение круга общения дошкольника, на возникновение устойчивых связей с другими детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности.
Предпосылки В старшем возрасте сознание ребенка становится весьма развитым, и он способен одновременно удерживать как отношения, возникающие по ходу игры, соответствующие реальным взаимодействиям детей.
Вид проекта
Исследовательно - игровой
Актуальность проекта
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Почта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почта. Проекты
- Почта. Сюжетно-ролевая игра
- Почтальон, почта. Знакомство с профессией
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Участники проекта
Дети 5 лет, воспитатель, родители, помощник воспитателя.
Описание предметно – развивающего пространства
Конверты, посылки, бейджики, сумка почтальона, надписи – указатели, марки, письмо, костюмы сортировщика.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи
образовательные:
способствовать выполнению игровых действий в соответствии с общим замыслом игры;
способствовать формированию у детей представления о труде людей разных профессий;
расширить у детей представления о труде работников почты;
развивающие:
формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры;
воспитательные:
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Активизация словаря
Профессии: оператор, заведующая, водитель, почтальон.
Предметы: почтовый ящик, коробки для посылок, марки, бумажные деньги, пластиковые кредитные карты, «ценники»,сумка почтальона.
Прилагательные: добрый, вежливый, приветливый.
Действия: разносить, обращаться, продавать, сортировать, подписаться.
Работа с детьми
Познавательно – исследовательская: беседы. рассматривание иллюстраций, экскурсии.
Коммуникативная: чтение В. Маяковского «Кем быть?»; С. Михалкого «А что у вас?», Б. Заходер «Шофер» ,этическая беседа «Секрет вежливых слов».
Продуктивная: изготовление марок, писем, конверт.
Работа с родителями
Консультация «Игры детей старшего возраста», предложить родителям провести вместе с детьми экскурсию на почту.
Работа с педагогами
Открытые просмотры игр, выступление на педчасе.
Ожидаемые результаты:
Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
Ролевое общение, короткий диалог.
Игровые роли
Заведующая – оператор, оператор – клиент, оператор – почтальон, оператор – водитель, почтальон – жители домов.
Подготовительный этап.
Изучила литературу «Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой. Провела мониторинг. Учитывала развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками. Ролевое общение, короткий диалог.
Результаты были такие: высокий 32%, средний 61%, низкий 7%.
План реализации проекта
Дата
Изготовление атрибутов
Обогащение впечатлениями
Обучение игровым приемам
ноябрь •
почтовый ящик;
•
сумка почтальона;
•
коробки для посылок;
•
бумажные деньги, пластиковые кредитные карты;
•
марки (из цветной бумаги);
•
«ценники»;
•
бейджики с условным изображением ролей.
•
чтение В. Маяковского «Кем быть?»; С. Михалкова «А что у вас?»; Б. Заходер «Шофер»;
•
беседа о профессиях, с использованием иллюстраций, рассматривание картин;
•
этическая беседа «Секрет вежливых слов»;
•
дидактическая игра «Выбери профессию»;
•
предложить родителям провести вместе с детьми экскурсию на почту, к киоску «Роспечать».
•
разносить корреспонденцию по адресам, опускать в почтовый ящик;
•
вежливо обращаться к оператору для покупки газет, журналов;
•
продавать конверты, открытки за наличный расчет и по безналичному расчету (по пластиковой карте);
•
сортировать письма.
Основной этап.
1. Ознакомление с действительностью
- ООД
- Беседы
- Рассматривание картин
- Чтение художественной литературы
2. Дидактические игры.
3. Оснащение предметной среды.
- Художественное творчество
- Приобретение посылок, конвертов
4. Активизация общения со взрослым
- Игровые ситуации
Однажды Альмира принесла в группу книгу. Мы, конечно же, прочитали её и узнали о почтовых голубях. Дети заинтересовались ими. Но, к сожалению, их знания о работе почты были очень скудные.
Ознакомление с действительностью происходило в организованной образовательной деятельности. Проводила такие занятия, как «Профессии», «В гости к другу», на которых знакомила с профессией почтальона, с предметами необходимыми для работы. Кроме ООД, проводила беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривали картины. Также провела этическую беседу «Секрет вежливых слов», которая способствовала умению употреблять слова: «будьте добры», «пожалуйста», «если вам не трудно» Знакомила с произведением В. Маяковского «Кем быть?». С. Михалкова «А что у вас?», Б Заходера «Шофёр»
Предложила детям поиграть в дидактическую игру «Выбери профессию» с целью
знакомства с разными профессиями, с значимостью каждой профессии. Через игру «Кому что нужно» воспитывала интерес к труду взрослых, закрепляла знания об орудиях труда. Игра «Закончи предложение» помогла понимать причинные связи между явлениями, развитию речи и активизации словаря. Последняя игра она словесная и её можно использовать во всех режимных моментах. Она хороша тем. что не требует особого материала, в неё можно поиграть даже во время прогулок.
Сюжетно – ролевая игра требует оснащения среды. В ООД по художественному творчеству рисовали марки, поздравительные открытки, клеили конверты. Поздравляли близких и знакомых с Новым годом, с днями рождения. Попросила родителей вместе с детьми приобрести конверты, посылки, совместно написать письма – пожелания деду Морозу, собрать новогоднюю посылку родным. С целью активизации общения со взрослыми предложила провести вместе с детьми экскурсию на почту, к киоску «Роспечать». С детьми изготовили марки из цветной бумаги. бумажные деньги, пластиковые кредитные карточки, «ценники». Родители приобрели коробки для посылок. Мама Азалии сшила кепки, сумки почтальона. Папа Камилы сделал нам почтовый ящик.
Создавая игровые ситуации, обучала игровым приё мам: разносить корреспонденцию по адресам, опускать в почтовый ящик, вежливо обращаться к оператору, продавать конверты, открытки, сортировать письма.
1-я ситуация:
Подготовка оборудования для игры : вырезаем из журналов картинки, тексты для писем, склеиваем конверты, готовим бланки и квитанции, марки, раскладываем газеты журналы, подготавливаем пустые коробки и пакеты для посылок и бандеролей.
Предлагаем детям различные линии сюжета :
Посетители - встают в очередь и по одному подходят к приемщику и сообщают, что они хотят отправить посылку, бандероль, дать телеграмму, купить конверт…
Сортировщик – раскладывает письма, газеты, журналы, и объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт).
Приемщик – обслуживает посетителей (роль выполняет воспитатель)
2-я ситуация:
Мне надо поздравить бабушку с днем рождения, она живет в другом городе. Как мне ее поздравить? Идем на почту.
Распределение ролей - оператор, почтальон, шофер, клиент.
Уточняем представления об обязанностях работников почты (письмо опускаем в ящик, сортировщик достает и раскладывает по полочкам, почтальон доставляет корреспонденцию по адресу). Дети выполняют игровые действия (рисуют открытки, покупают и приклеивают марки, опускают письма в почтовый ящик, вынимают из ящика, доставляют адресату).
В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение роли, взятой на себя.
3-я ситуация:
К детям пришел Копатыч и сообщил, что ему позвонил Ежик и попросил прислать яблок на праздник. А Копатыч не знает, как это сделать и обращается к детям за помощью.
Дети объясняют, как отправить посылку (купить коробку для посылки, уложить яблоки, заклеить, написать адрес от кого и куда, заплатить деньги и отдать приемщику)
Копатыч просит отвести его на почту. Дети распределяют роли. (Приемщик – принимает, ставит печать, выписывает квитанцию об отправлении посылки.
Развитие сюжета - Ежик получает посылку, кто-то еще приходит на почту (роль воспитателя второстепенна)
Заключительный.
Провела повторный мониторинг. Учитывала развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий ролевой речи. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками. Ролевое общение, короткий диалог.
Вывод:
Дети заинтересовались игрой и решила продолжить работу с учётом возрастных особенностей детей. В планах открытие киоска «Роспечать».
Воспитатель:
Сегодня, когда я шла в детский сад, то на пороге нашей группы я обнаружила письмо. Вот оно. Давайте его рассмотрим.
(Конверт с желтой маркой, изображение дома с номером 3)
Ребята давайте вспомним адрес нашего садика, и номер группы.
(ул. 70 лет Октября 13 б,группа №10).
Это наш адрес? Может оно к нам попало случайно? Кто мог перепутать адрес? Давайте отправимся на почту и все выясним.
А кто работает на почте? А что нужно знать, уметь, чтобы работать на почте? А вы хотите быть почтальонами, операторами, водителями?
А у кого какая роль, будут решать загадки, кто первый отгадает тот и роль выбирает.
- Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
(Почтальон)
Оператор отдела продаж. Какие функции он выполняет? Как нужно обращаться к клиентам?
- Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне (почтовый ящик)
Оператор отдела писем, посылок. В чем заключается его работа?
-Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Много разных новостей (газета)
А как называется человек который предлагает товар? Менеджер по продажам.
-Сбоку - марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка. (Письмо)
Почтальон. Для чего нужна нам эта профессия?
-Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно
Я его не пожалею
Получу и вмиг расклею (конверт)
Заведующий почтой. Что нужно знать что работать заведующей почтой? Как необходимо общаться коллективом?
-Очень странный почтальон :
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон? (Голубь)
Шофер. Для чего на почте шофер?
-Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает. (Газета)
Старший воспитатель детского сада. Какие книги, журналы необходимы в детском саду? Для чего они?
-Дом из жести, а жильцы в нём - вести. (Почтовый ящик)
Бухгалтер детского сада. Какие атрибуты необходимы что быть в роли бухгалтера?
-Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь -
За море умчится. (Письмо)
Киоскер. Кто из вас наблюдал работу киоскера? Что делает киоскер?
-На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Почтовый ящик)
Кассир бензоколонки. Какие правила поведения необходимо соблюдать на бензоколонке?
- Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо)
Бензозаправщик. Какие дорожные знаки стоят на бензоколонке?
- Он висит на видном месте,
Круглый год глотает вести. (Почтовый ящик)
Житель дома № 3. Какие правила вежливого поведения вы знаете?
- Сложу, вложу,
За море пущу,
А там заговорит. (Письмо)
Житель дома № 5.
Воспитатель: Ну вот все роли разыграны. А мы с вами (оставшиеся дети) будем выполнять роли клиентов почтового отделения. Как нужно обращаться к почтальону? К оператору при покупки?
Но сначала нам необходимо вернуть письмо на почту. Для чего? Чтобы почтальон правильно отнес его по адресу. Письмо вручается заведующему почтового отделения.
Дети выполняют игровые действия. Сортируют письма по цвету, номерам. Пишут письма, отправляют посылки. Покупают открытки. Оформляют подписку.
Окончание игры
Письмо случайное оказавшееся в детском саду доставили по адресату.
Воспитатель: Давайте попросим жителя этого дома распечатать его и прочитать.
Воспитатель читает стихотворение.
«Пакет хочу послать я срочный -
Заклею, побегу на почту.
Слова любви сказать хочу -
Возьму бумагу, настрочу.
Хочу поздравить свою маму -
Несу на почту телеграмму.
И разговор я заказать
Могу, чтоб новость рассказать.
Посылки детям отправляем,
Подписку там же оформляем.
Вас всех в день ваш, почтовики,
Благословляют старики,
А также взрослые и дети.
Как жить без почты на планете?»
Оценка игры
Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше оказывать услуг, или получать ее? Что необходимо сделать, если письмо пришло не по адресу? Как необходимо общаться друг с другом? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.