ОЛЕСЯ САФРОНОВА
Проект «Своя семья — самые лучшие друзья». Отчет о работе над проектом
▼ Скачать + Заказать документы
undefined: |
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер |
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Публикация «Проект „Своя семья — самые лучшие друзья“, Отчет о работе над проектом» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
А в дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. ДОУ традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.
И поэтому мы считаем, что детей необходимо знакомить с семьей, как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне. Основываясь на эти суждения, мы разработали и реализовали проект «Своя семья – самые лучшие друзья»в МКДОУ Здвинский детский сад «Светлячок». В проекте участвовали все поколения семьи, происходило тесное взаимодействие детей, воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.
Для формирования у дошкольников представлений о семье использовались разные совместные виды деятельности. При помощи нетрадиционных видов рисования и аппликации, участники проекта создавали семейные портреты в виде грозди винограда, семейки ежей, лучистого солнышка, ветки вишневого дерева, листьев клена, натюрморта из фруктов, цветущего кактуса и др.
Рамочки для фото своей семьи дети изготавливали из различных круп. Родословные деревья, придуманные ребятами, были очень разнообразны, благодаря листикам-ладошкам, мозаичной аппликации, применением трафарета и набрызга краской, рисованием пальцами и т. д.
А заполняли макеты родословного древа родители (семья Редозубовых представила своих родственников до 5-6 поколения).
Они же придумывали семейные гербы и девизы к ним. Здесь проявились их фантазия и трудолюбие. Многие из гербов объединяли интересы и увлечения членов семьи (семьи Вороновых, Тельпуховых); другие при помощи символов в виде лебедей, соединенных ладоней рассказывали о единении интересов, любви, заботе о детях (семья Сметаниных). Интересными также и были девизы: «Наш девиз совсем простой – классно быть большой семьей» (семья Потаповых, «Наша семья, любовь и дети – лучшее, что есть на свете» (семья Рева, «Моя семья – мое богатство» (семья Митиных). Детям была понятна, близка и очень важна работа их родителей. Она еще раз увидели, как их любят, и как дорожат семейными ценностями их мама и папа.
Показывая образ семьи, мы не могли не уделить внимание каждому из ее участников. И мамам, как наиболее важным членам семьи, малыши посвящали стихи, песни к праздникам рисовали портреты, провели фотосессию «Мамочка любимая».
С их помощью мы организовали выставку «Женские профессии в семье».
Она помогла детям узнать историю семьи и расширить знания о том, чем занимаются мамы, тети, бабушки на работе. Интересные коллажи представили семьи Гребцовых, Сердюковых, Вольф-Корнеевых, Лавровых.
Не менее важными для детей являются и папы - ведь они олицетворяют энергию действия, познания, завоевания. Мы проводили беседы «Папа может все что угодно», составляли рассказы «Мой папа на работе». В конце этого этапа проектной деятельности мы сделали шутливую выставку «Как две капли воды похожи мы».
На ней были представлены фотоработы семей Бекаревых, Верхоланцевых, Мацуковых, Козловых, Радченко и др. Малыши с нескрываемым интересом искали свое сходство с фотографиями родителей, родственников в детском возрасте.
В нашем проекте постарались не забыть и о старшем поколении — носителем и хранителем семейных ценностей и традиций. В ходе бесед мы знакомились с ролью бабушек и дедушек в семье, любимыми играми и игрушками их детства, провели практикум для девочек «Бабушкин сундук», на котором изготовили тряпичных кукол. Очень значимое место в нашем проекте занимало знакомство с прадедами, воевавшими во Второй мировой войне. При помощи родителей мы создали выставку «Наши деды – славные победы».
А итогом продолжительной двухлетней работы стал совместный праздник для трех поколений семьи «Семейные традиции».
На нем не только играли и пели, рассказывали стихи, но и смотрели отрывки из слайд-фильма «Наш проект». С интересом слушали как дети не только рассказывали о членах семьи, но рассуждали о том, для чего нужна семья, а также делали пожелания своим родителям. Мы еще раз старались показать, как важны и нужны всем мамы как символ любви, папы как символ надежности и опоры, дедушки и бабушки как символ мудрости, и, конечно же, дети как продолжение жизни и рода.
Результатом нашей деятельности стало расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье, а также повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей на состояние близких людей, проявление к ним сочувствия, сострадания. Мы постарались сделать участие в проектной деятельности для детей и родителей способом удовлетворения познавательной, коммуникативной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Расширили рамки по решению поставленных задач и привлечения в эту деятельность всех членов семьи как полноправных участников проекта истории своей семьи.