Ирина Гонозова
Проект «Свистулька — детская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский
Тема: Свистулька - детская народная игрушка.
Классификация проекта :
•по составу участников - коллективный проект (групповой)
•по целевой установке - приобщение детей к культуре родного края
•по тематике - творческий проект
Задачи:
Публикация «Проект „Свистулька — детская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке.
Формировать умение передавать свое отношение к игрушке.
Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться.
Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Развивать творческие и познавательные способности и речевые умения, мелкую моторику рук.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи.
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
мы такие разные свистульки (совместная деятельность детей с родителями - книжки малышки)
использование детьми свистульки в самостоятельно организованной деятельности детей
лепка свистулек из глины (совместная деятельность детей с родителями)
создание мини-музея «Свистульки»
Основные этапы проекта
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.
2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке.
3. Изготовление родителями птичек свистулек.
4. Изготовление родителями книжек-малышек.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек.
2. Чтение сказок, потешек о свистульке.
3. Беседы: «Свистулька-любимая игрушка», «Мы такие разные- свистульки».
4. Рисование: «Такая красивая птичка»
5. Лепка «Украшаем свистульку»
6. Конструирование «Домик для птички»
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Выставка детских работ «Птички невелички в гостях у ребят».
2. Создание мини-музея «Такие разные-свистульки».
3. Презентация книжек-малышек.
4. Выставка птичек свистулек.
5. Выступление на празднике мам.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки- свистульки.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.
Создание мини-музея «Такие разные свистульки».
Актуальность проекта :
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки.
Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - свистульки на
эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1)Рассматривание и описание детьми свистулек.
2)Рассказ воспитателя о свистульках и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание свистулек)
3)Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - свистулькой.
4)Подвижные игры с участием свистульки.
Работа проходит в несколько этапов:
изучение представлений детей о свистульке (рисование)
ознакомление детей со свистулькой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)
консультация для родителей «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»
Достижение поставленных задач решается с помощью следующих методов:
Познакомить детей с народной игрушкой;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять духовно-нравственное развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение «Птички-свистульки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами»
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта :
художественное творчество (разукрась свистульку,
конструирование (построение домиков для птичек,
лепка (украшаем птичку,
театрализация,
физкультурное развитие: утренняя гимнастика, подвижные игры.
3. Необходимые материалы:
выставка игрушек свистулек;
вырезанные трафареты птичек;
ватные палочки;
гуашь;
цветная бумага;
клей;
пластилин;
строительный материал;
Приложение
Беседа «История возникновения свистульки»
Расскажите нам, откуда Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России- матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так чназывают? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, любил он очень детей ичто бы их порадовать делал для них различные игрушки. Вот и стали называть сначала игрушки филимоновскими, а затем и деревню назвали Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки /
Ребята, а сейчас я вам расскажу как делают филимоновские свистульки! Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. У филимоновской игрушки есть своя отличительная особенность. Какая? Хотите узнать? Все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки —
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а
перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами
росписи расписаны филимоновские игрушки. Чаще всего украшают игрушки
«ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или
«солнышком». А элементы обозначают следующее: круг - солнце,
треугольник - землю, елочки и ростики - символ растительности и жизни.
Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками
намечаются глаза и рот.
Для росписи филимоновской игрушки берут краски яркие, летние,
солнечные - желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и
фиолетовые.
Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные
традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то
невольно появляется радостное настроение.
Свистульки - петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву -Глиняные забавы!
Стихотворения и потешки
Буду трели выводить
Деревянная свистулька,
Будет громка нам, свистеть.
Глиняная птичка.
Необычная, смешная Птичка невеличка.
У детей в ладошах птички, С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят. Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят. Милые свистульки это, Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины, Звук у них певучий, длинный. Он похож на птичью трель. На весеннюю капель, На звенящий ручеек И на солнечный денек.
Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная. Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная.
Скок, скок-поскок, Молодой дроздок По водичку ходил, Коромысло носил. Да неловко ступил, Сапожок водой залил. Зацепил ногой ведро — Всё вокруг залило. Испугался дроздок И пустился наутек.
С виду дудочка простая, Но звучаньем поражает: В нем небесная лазурь. Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов Под порывами ветров, В нем последний вальс листвы, Плеск ручья и песнь травы.
Спящих рек, озер дыханье, Встречи в нем и расставанья, В нем томленья грустной ивы, Птиц волшебные мотивы.