Ольга Рыкова
Проект «Сундучок сказок» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Актуальность проекта
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница). А для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь)
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители
Возраст участников проекта: младший возраст (дети 2-4 лет).
Форма работы: групповая
Цель проекта: Создать условия для формирования у детей любви к книге, приобщение детей к русским народным сказкам и русскому фольклор, общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
1. Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
2. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
3. Воспитывать умение слушать и понимать русские сказки, выражать эмоции.
4. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.
Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие»;
«Познавательно-речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Методическая литература Дополнительная литература
«Ознакомление детей с художественной литературой»;
«Развитие речи детей» В. В. Гербова;
«Приобщение детей к художественной литературе» В. В. Гербова;
Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия);
«Народное искусство в воспитании детей» Т. С. Комарова;»Радость творчества» О. А. Соломенникова;
«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина;
«Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет» А. В. Щёткин;
«Организация театральной деятельности» Н. Б Улащенко;
«Среда развития дошкольника: сущность и структура» В. К. Шалаева, Н. В. Смирнова;
«Праздники в детском саду» С. Н. Захарова;
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»;
Т. А. Бударина, О. А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010
Е. А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010
Ожидаемые результаты:
- Использование фольклорных оборотов речи в активной речи детей.
- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.
- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.
- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
Схема проекта
Дата Образовательные области
1 неделя «Колобок»
1. Чтение РНС «Колобок»
2. Развивающая игра «из какой я сказки?»
3. Игра имитация «Испеки мне колобка» (Е. А Сенкевич, с. 33)
4. Рисование «Колобок»
5. Показ настольного театра «Колобок»
6. Подвижная игра «Догони колобка».
2 неделя «Репка»
1. Чтение сказки
2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт»
3. Игровая ситуация «Бабушка, дедушка и внучка в гостях у детей»
4. Игра- инсценировка «Репка»
5. Рисование «Репка»
6. Игра «Собери урожай»
7. Беседа с родителями: «Детские сказки, их роль в воспитании»
3 неделя «Волк и козлята»
1. Чтение сказки
2. Беседа «Домашние и дикие животные»
3. Дидактическая игра «Что изменилось?»
4. Показ кукольного театра: «Волк и козлята».
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам
6. Подвижная игра «Волк и козлята».
7. Консультация для родителей, «Какие сказки нужны детям».
4 неделя Потешки
1. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
2. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».
3. Изготовление руками детей оладушек и крендельков заборчика для домика петушка и улитки из пластилина
4. рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь»)
5 Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
6 Итоговое мероприятие. Экскурсия в интерактивный музей: «В гостях у сказки».