Наталия Моргоева
Проект «Старины владикавказской лик живой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПРОЕКТА «Старины владикавказской лик живой».
Месяц Тема Программное содержание Виды детской
деятельности
Сентябрь «Дом, в котором я живу» Учить видеть особенности сооружений, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение, цветовое решение. Уметь сравнивать старые и современные здания, видеть их различия, определять материал. Игры: «Кто в домике живет» (герои сказок и их дома); «Один дом-много домов»(ТРИЗ).
Публикация «Проект „Старины владикавказской лик живой“» размещена в разделах
Осетинская игра «Добрый день дедушка (бабушка)»;
Сюжетная игра: «Путешествие по улицам Владикавказа».
Коммуникативная деятельность: «Я живу в городе Владикавказ».
Познавательно-исследовательская деятельность: рассматривание сланца, гальки, мрамора.
Чтение художественной литературы:«Нартские сказания» (отрывок о Сырдоне и его пещере); пословица «Дома стены помогают».
Изобразительная деятельность:
Рассматривание слайдов с изображением различных построек. Рисование «Сказочные дома»
Конструирование: «Построй дом» (из крупного строй. материала по готовым схемам).
Музыкальная деятельность: «Песня о синем городе» сл. И. Дзахова, муз. А. Плиева.
Октябрь «Башни и мертвый городок» Познакомить с оборонительными сооружениями (жилые дома-крепости, сторожевые, боевые, с их значением, с особенностью( 3-7 ярусов, покатая крыша, с материалом. Игры:«Выложи башню»(ниткография,
Осетинская игра «Перетяни канат».
Конструирование:из камней башен (коллективная работа).
Чтение художественной литературы: «Нартские сказания» (продолжение о герое Сырдоне, пословица «За правое дело стой смело», стихотворение.
Изобразительная деятельность:рассматривание фотографий, слайдов. Рисование «Башни»
Коммуникативная: составление рассказов по иллюстрациям, слайдам.
Музыкальная деятельность: прослушивание нар. осетинских мелодий
Ноябрь «Первые дома осетин» Познакомить детей с первыми жилищами осетин на горной и равниной местности с их отличительными особенностями (однокамерные каменные в горной местности и небольших размеров с 2 и более помещениями на равнине, со значением этажей (главное жилое помещение-хадзар, кладовая-къабиц, с материалом для постройки (прутья, дерево, с формой и размером дома и окон. Игры: «Собери дом»(разрезные картинки, осетинская игра «Чепена».
Сюжетная игра «В гостях у бабушки».
Чтение художественной литературы- стихотворение К. Л. Хетагурова «Мать сирот».
Изобразительная деятельность:
коллаж-рисование домов с применением природного материала.
Познавательно-исследовательская деятельность: рассматривание соломы, веток, дерева,черепицы.
Музыкальная деятельность: прослушивание нар. песен: «Осетия». «Сола».
Декабрь «Профессия-архитектор» Дать представление о работе архитектора; выявить, с каким материалом работает архитектор; познакомить через иллюстративный материал со стилями архитектуры (романский, барокко, рококо, классицизм, модерн, и их архитектурными деталями (колонны, башни, арки); познакомить со средствами выразительности архитектурного сооружения (форма, цвет, объем, материал, декор).
Выделять элементы сказочной архитектуры. Игры: «Обведи по точкам», «Четвертый лишний» (профессии, «Узнай по плану».
Сюжетная «Строители»
Коммуникативная: «Если бы я был архитектором», загадки.
Чтение художественной литературы:
«Кем быть?» В. Маяковский, сказка «Три поросенка» ; пословица «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», «Каков мастер, таково и дело».
Рассматривание книг с изображением сказочных сооружений.
Просмотр мультфильма «Про мышонка».
Изобразительная деятельность: коллективная работа «Сказочный город».
Музыкальная деятельность: муз. упражнение «Ах, улица, улица широкая» рус. Нар. мелодия, обр. Т. Ломовой.
Конструирование: «Сказочный дворец»
(по своим чертежам)
Январь «Крепость Владикавказ»
(основана в 1784 г.) Учить различать здания разного назначения: жилые, общественные; дать представления о том, что различия в архитектуре зависят от назначения зданий. Познакомить с военными укреплениями, их значением; начало строительства церквей. Игры: «Из какого материала сделано»,
«Выложи крепость по образцу»
,осетинская игра «Чепена».
Коммуникативная: беседа «Почему наш город называют Владикавказом», составление описательного рассказа «Если не было бы крепости Владикавказ»
Познавательно-исследовательская деятельность: «Возникновение стекла».
Чтение художественной литературы:
стихотворение К. Хетагурова «Походная песня»; «Владикавказ» (рассказ старого казака) Е. Александров.
Изобразительная деятельность: рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин К. Хетагурова «Дети каменщики»;
Рисование «Горная крепость».
Музыкальная деятельность: прослушивание народных осетинских мелодий.
Февраль «Мой город времен А. С. Пушкина» Формировать представления о связи архитектурных сооружений с культурой (школы, библиотеки, театры); учить анализировать внешний вид строений, особенности (функциональность-польза, удобство; конструктивность - прочность, экономичность; эстетичность-красота; воспитывать патриотические чувства. Игра:«Разные дома», «Угадай по описанию», «Где находятся»; «Прошлое, настоящее, будущее» (ТРИЗ);
Сюжетно-ролевая «Строители»; «Археологи»; осетинская игра «Гаккарис».
Коммуникативная:рассказы детей «Путешествие по старому Владикавказу», сочинение сказки «Стольный град-Владикавказ».
Познавательно-исследовательская деятельность: «Свойства песка, глины».
Чтение художественной литературы:
«Владикавказ» (я видел города другие)
А. Энглези. Пословица «Всякому мила своя сторона».
Изобразительная деятельность:
рассматривание открыток с видами города, рисование «Мой синий город». Конструирование:«Разные здания» (по схеме).
Музыкальная деятельность: танец «Джигитовка»; песня «Город мой начинается с гор» сл. М. Дзасохова, муз. А. Ачеева
Март «Памятники архитектуры: церковь Пресвятой Богородицы, Илиинская церковь» Познакомить с культовыми зданиями как памятниками архитектуры; с понятием храм-дом Божий; дать представление о назначении (оглашались указы, принимались решения; первые школы, первые музеи) и устройстве (строились на возвышении «красном» месте; внутри разделяется на три части: алтарь, центральная часть, притвор; купола устремлены к небу); материалом (дерево, камень). Игра: «Собери из частей», «Геометрические фигуры вокруг нас», сюжетно-ролевая игра «Археологи», осетинская игра «Карусель».
Коммуникация: составление описательного рассказа «Интересное рядом со мной». Загадки: «На горе стоит свеча, в ней молитва горяча»(храм). «Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается,-музыка получается»(колокол).
Чтение художественной литературы:
«Храм пятиглавый» И. С. Аксаков;
из цикла стихов «Храмы России».
Изобразительная деятельность:
рассматривание слайдов, рисование «Роспись витража».
Музыкальная деятельность: слушание произведений Баха «Инвенция №1»,
«Инвенция №8»
Апрель
«Памятники архитектуры:
Сунитская мечеть (архитектор И. Г. Плошко, Свято-Георгиевский кафедральный собор» (архитектор Ю. А. Наниев).
Продолжать знакомить с культовыми зданиями, с историей возникновения, знакомить с элементами архитектуры (крестово-купольная шатровая колокольня, пятиглавая, четырехстолпная; минарет, арки, своды, куполообразные крыши; пышная арабская роспись); материалом (белый известняк, кирпич). Игра: «Узнай по части», «Чего не хватает», сюжетно-ролевая игра «Мы-архитекторы», осетинская игра «Перетягивание каната».
Коммуникация: беседа «Как возникли храмы»,моделирование ситуации «Зачем беречь памятники архитектуры?». Загадка «Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица» (ангел).
Познавательно-исследовательская деятельность: «Свойства известняка, камня, дерева».
Чтение художественной литературы:
«Тучка в небе заблудилась…», «Воды тихой речки…» (из цикла стихов «Храмы России»).
Изобразительная деятельность:
Рассматривание открыток, иллюстраций; рисование «Храм Георгия Победоносца» (нетрадиционная техника).
Музыкальная деятельность: слушание произведений Моцарта «Соната №9», «Рондо К. 485»
Май «Как рос и хорошел наш любимый город» Различать архитектурные стили, видеть особенности зданий, их назначение (общественные, промышленные, жилые, форму зданий, окон, дверей, их расположение, украшение, цветовые решения. Сравнивать старые и современные здания, видеть их различия; выделять средства выразительности архитектуры (объем, масштаб, пропорции). Развивать интерес к изучению архитектуры своего города. Воспитывать чувство гордости к истории города. Игра:«Собери из частей здание», «Угадай по описанию», «Где находится?»; сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по родному городу»; осетинская игра «Веселые ребята».
Коммуникация: составление творческих рассказов «Если бы я был архитектором», «Город моей мечты».
Конструирование: «Строим свой микрорайон»(коллективная работа).
Чтение художественной литературы:
«Владикавказ» В. Бязырова; «Родине» Е. Александров; «Гимн любимому городу» Л. Лукьяненко. Пословица Всякому мила своя сторона».
Изобразительная деятельность: рассматривание иллюстраций осетинских художников из цикла «Город Владикавказ» (Ш. Бедоев, Ю. Абисалов, Х. Гассиев, А. Джанаев)
Рисование «Владикавказ -удивительный город!»
Музыкальная деятельность:
«Песня о Владикавказе» муз. М. Чуева, сл. И. Александровой. Танец «Симд», «Парный танец»