Марина Шеремет
Проект «Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В сегодняшней России проблемы семьи хорошо известны:
низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония межличностных отношений и т. д. Из года в год увеличивается число социальных сирот, то есть таких детей, которые становятся сиротами при живых родителях. Ухудшение положения российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такое масштабное явление, как беспризорность и бродяжничество.
Публикация «Проект „Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Программа по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т. к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе.
Педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых наблюдаются отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера, нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.
Актуальность проекта : Выявление и обоснование путей повышения эффективности социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель проекта : оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, оказавшимся в ТЖС.
Задачи проекта :
- изучение психологических особенностей детей;
- изучение социально – бытовых условий;
-формирование социальной компетентности личности, соответствующей тем требованиям времени, в которое входит личность обучающегося – это социальные навыки и умения;
- вовлечение в кружки, спортивные секции;
- консультирование детей по проблемам социализации личности;
- консультирование опекунов по проблемам обучения и воспитания;
- помощь в расширении социальных связей.
Срок, на который рассчитан проект :
2023-2024 учебный год
План проекта сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Работа с детьми, попавшими в трудное семейное положение.
Наименование МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Посещение детей, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году. Август классные руководители
Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь классные руководители
Выявить всех проблемных детей, с последующим оформлением нужной документации. Сентябрь – октябрь классные руководители
Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах. Ноябрь - декабрь классные руководители
Вовлечение в кружки и секции. В течение года классные руководители
Работа с родителями
Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей В течение первой четверти классные руководители
Анкетирование родителей:
• Определение методов семейного воспитания.
• Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка
• Взаимоотношения в семье В течение года классные руководители
Организация тематических встреч,
вечеров, родителей с работниками
образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения В течение года классные руководители
Диагностическая работа
Обследование жилищных условий, семейного положения
Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе Диагностика
Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей
Этапы проекта сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1. Подготовка информации для банка данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сюда входят следующие документы: сведения о родителях, документы, подтверждающие социальный статус ребенка,сведения о месте проживания, близких родственниках (Ф. И. О., адрес, год рождения).
2. Постановка на внутришкольный контроль решением администрации школы.
З. Посещение семьи (акт обследования жилищно-бытовых условий семьи — два раза в год).
4. Медицинское обследование подопечных (плановое, медицинская помощь по необходимости.
5. Педагогическое сопровождение (по индивидуальной программе).
6. Оказание материальной помощи через УСЗН, Красный Крест (по необходимости).
7. Трудоустройство в летний период и помощь в выборе профессии, учебного заведения, помощь в поступлении в учебное заведение, трудоустройство выпускников (справки с места учебы или работы после окончания школы)
Детский отдых детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1. Предварительная информация в управление образования о планировании летнего отдыха.
2. Заявка в управление образования, управление социальной защиты населения на получение путевки для санаторно-курортного лечения.
3. Оформление санаторно-курортной карты через детскую поликлинику.
Досуг детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1. Организация занятости детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (кружки, секции, клубы по интересам).
2. Привлечение детей к участию в подготовке и проведении общешкольных, культурно-массовых мероприятий через детские организации.
Формы:
- индивидуальные и групповые занятия;
- консультация,
- тренинг,
- собрание,
- рейды в семью.
Ожидаемые результаты проекта :
• Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
• Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
• Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
• Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
• Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
• Создать условия гарантированной социальной защищё нности учащихся:
1. знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;
2. психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
3. соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
• Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
• Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
• Укрепление положения детей в классном коллективе
• Формирование положительной Я - концепции.
• Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
• Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.