МААМ-картинки

Проект «Слышать правильно»

Татьяна Лобода
Проект «Слышать правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45»

Образовательный проект

«СЛЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО»

Тема: Развитие фонематического слуха и восприятия

у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год

Авторы: Лобода Татьяна Валерьевна, учитель-логопед,

Бутикова Мария Александровна, музыкальный руководитель

Красноярск 2020

Публикация «Проект „Слышать правильно“» размещена в разделах

Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя – логопеда и музыкального руководителя детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.

Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер. Дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.

Описание проекта

Актуальность: Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения - важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.

Цель проекта: Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. Повышение уровня речевой готовности к школе.

Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Результаты проекта: Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:

1. Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.

2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.

Деятельность в рамках проекта

На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей для работы с детьми.

Игры и упражнения:

1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

2. Лови звук

Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание - хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3. Лови слог

Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4. Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами.

5. Лови слово

Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово, ребята хлопают в ладоши.

6. Эхо

Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, который будет «эхом», остальные - путники в горах.

7. Поймай песенку

Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук.

8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

9. Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например, колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим.

10. Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно

Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, расположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию.

12. Звуковое лото

Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего.

13. Слоговой поезд

Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры: у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.

На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики: «Три фасольки, два боба», «Прыг-скок», «Часы», «Гусеница», «Веселый бубен», «В доме моем тишина».

План работы по проекту:

Август - сентябрь: Подготовительный этап. Подбор материала, родительское собрание, консультация с воспитателями.

Сентябрь-апрель: Организационно-практический этап. Диагностика вводная, формирование подгрупп, занятия.

Май: Заключительный этап. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей, итоговое мероприятие, выпуск буклетов для родителей, консультирование педагогов.

Оценка результатов реализации проекта:

По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.

Распространение результатов проекта:

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдано авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками).

Устойчивость проекта обусловлена:

1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания проекта, отобранные и проверенные материалы систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ.

2. Возможностью распространения опыта работы. Данный проект может быть реализован не только узкими специалистами, но и воспитателями детских садов.

3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.

Публикации по теме:

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

Фото и видеоотчет «Как правильно чистить зубы»Фото и видеоотчет «Как правильно чистить зубы» 24 апреля отмечается в нашей старне как День российского стоматолога. Стоматолог – это врач, который специализируется на лечении болезней.

Как правильно носить Георгиевскую ленточку В своей предыдущей записи "Спасибо бабушке и деду за их далекую победу!" среди материалов была и листовка, которую мы распространяли среди.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет»Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Образовательная деятельность «Дышим правильно» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по здоровьезбережению.

Памятка для взрослых «Как правильно наряжать елку» Мода на декоративные решения, цветовые сочетания и игрушки приходит и уходит, но некоторые принципы остаются неизменными. 1. ПРОВЕДИТЕ.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Стенгазета по ПДД «Пристегнись правильно с детства»Стенгазета по ПДД «Пристегнись правильно с детства» В нашей группе прошла разнообразно и насыщенно тематическая неделя посвящённая правилам дорожного движения. Познакомиться с ней можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Слышать правильно»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 09:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Слышать правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лобода в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД