Татьяна Лобода
Проект «Слышать правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45»
Образовательный проект
«СЛЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО»
Тема: Развитие фонематического слуха и восприятия
у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год
Авторы: Лобода Татьяна Валерьевна, учитель-логопед,
Бутикова Мария Александровна, музыкальный руководитель
Красноярск 2020
Публикация «Проект „Слышать правильно“» размещена в разделах
Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя – логопеда и музыкального руководителя детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.
Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер. Дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.
Описание проекта
Актуальность: Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения - важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.
Цель проекта: Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. Повышение уровня речевой готовности к школе.
Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Результаты проекта: Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:
1. Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.
2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.
Деятельность в рамках проекта
На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей для работы с детьми.
Игры и упражнения:
1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
2. Лови звук
Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание - хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3. Лови слог
Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4. Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами.
5. Лови слово
Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово, ребята хлопают в ладоши.
6. Эхо
Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, который будет «эхом», остальные - путники в горах.
7. Поймай песенку
Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук.
8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
9. Высоко-низко
Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например, колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим.
10. Скажи, как я
Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно
Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, расположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию.
12. Звуковое лото
Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего.
13. Слоговой поезд
Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры: у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.
На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики: «Три фасольки, два боба», «Прыг-скок», «Часы», «Гусеница», «Веселый бубен», «В доме моем тишина».
План работы по проекту:
Август - сентябрь: Подготовительный этап. Подбор материала, родительское собрание, консультация с воспитателями.
Сентябрь-апрель: Организационно-практический этап. Диагностика вводная, формирование подгрупп, занятия.
Май: Заключительный этап. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей, итоговое мероприятие, выпуск буклетов для родителей, консультирование педагогов.
Оценка результатов реализации проекта:
По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.
Распространение результатов проекта:
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдано авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками).
Устойчивость проекта обусловлена:
1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания проекта, отобранные и проверенные материалы систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ.
2. Возможностью распространения опыта работы. Данный проект может быть реализован не только узкими специалистами, но и воспитателями детских садов.
3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.