Папки-передвижки

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок»

Наталья Стацура
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

«По дорогам сказок»

(использование сказкотерапии для воспитания положительных качеств личности дошкольника)

творческий, игровой проект

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»

Д. Родари

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать

добра, то есть учит сопереживать.»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Публикация «Проект по сказкотерапии „По дорогам сказок“» размещена в разделах

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Приводя ребенка в детский сад, родители рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка, его творческие способности и ручную умелость. Но помимо этого на наших занятиях в нашей группе происходит нечто, подчас незаметное, ни родителям, ни детям: исцеление детской души, ее тонкая настройка на гармонию с миром и людьми.

То есть происходит сказкотерапия, популярная сегодня. Оглянувшись вокруг, мы увидим, что сказки очень востребованы в наше время.

Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Сказка- кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребенка.

В современном обществе резко повысился уровень негативной информации, которая проходит через средства массовой информации, затем обсуждается в кругу семьи, друзей, и наши дети, которые не защищены от внешней агрессии не желая и не осознавая того живут и воспитываются в этом негативизме. Сегодня педагоги бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать вплотную идут по жизни вместе с нашими детьми.

Актуальность обусловлена потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых, эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных, личностях.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно – смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении ….

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

На сегодня, к сожалению, сведены до минимума традиции семейного чтения. Но использование сказкотерапии для формирования нравственных представлений у младших дошкольников, воздействия на их эмоциональное состояние, мотивации поступков ребенка в условиях его социализации может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Анализируя практику сказкотерапии как средства нравственного воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между необходимостью нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях и недостаточной научной обоснованностью использования существующих технологий сказкотерапии в сфере социально-культурной деятельности.

Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение инновационной деятельности, направленной на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Вышеизложенное и обусловило выбор темы нашего проекта : «Психолого-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».

Цель проекта : качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребёнка дошкольника.

Задачи проекта :

• создать условия, способствующие охране психического здоровья детей, обеспечивающие их эмоциональное благополучие, свободу и эффективное развитие;

• развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

• учить регулировать свое поведение нравственной нормой;

• способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

• развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

Участники проекта : дети и их родители, педагоги.

Срок реализации: краткосрочный

Основные формы реализации проекта : изучение методической и психолого-педагогической литературы; создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкатерапии и релаксации); приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии : «волшебная» лампа, накидка для ведущего, напольные подушки и т. п. ; пополнение театральных уголков: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки; рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, музыки и других наглядных пособий; беседы, вопросы, разъяснения; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, дидактические игры, пальчиковые игры, настольные игры; чтение художественной литературы разыгрывание сценок и эпизодов русских народных сказок.

Ресурсное обеспечение:

• ноутбук, мультимедийное оборудование;

• видеофильмы;

• иллюстрации, книги, альбомы;

• дидактические игры;

• презентации;

• интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);

• материальные ресурсы (приобретение материала для работы).

Оборудование:

• настольный театр по сказке про паучка,

• перчаточная кукла Сова,

• ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима»,

• музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».,

• светотехническое оборудование.

Этапы работы над проектом :

I этап – организационно-подготовительный

• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и цели проекта;

• изучение методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

• подготовка проекта, содержание проекта, прогнозирование результата;

• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;

• подобрать иллюстративный материал;

• подобрать материалы, атрибуты для игр;

• подготовить консультации для родителей;

• составить перспективный план мероприятий;

• составление картотек;

• индивидуальные беседы, консультации для родителей;

• разработка перспективного плана.

II этап- практический

• распределение заданий между родителями;

• создание предметно-развивающей среды в группе;

• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;

• проведение бесед, занятий, игр;

• чтение познавательной и художественной литературы;

• слушание песен;

• просмотр видеосюжетов, презентаций;

• проведение выставок работ.

III этап – заключительный

• диагностическое обследование уровня сформированности полученных знаний детей;

• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Перспективный план

Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации

1. Разработка консультации для родителей:

«Что такое сказкотерапия

«Игры в сказкотерапии»

2. Разработка ширмы

Папка – передвижка «Мои любимые сказки»

«Что такое сказкотерапия»

3. Анкетирование родителей«»

4.

5. Беседа: «Что такое доброта», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?», «Добро не умрет, а зло пропадет», «Дарите людям доброту», «Кто настоящий друг» (детям предлагаются ситуации, они должны их проиграть и проанализировать, «О жадности»,

6. Заучивание пословиц: «Мир не без добрых людей», «Делай добро и жди добро»,

7. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Э Шим «Брат и младшая сестра», «Умей обождать», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Серов «Добрый великан», «В царстве великанов», В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко», Юсупов «Простите», А. Кузнецова «Подружка», Е. Благинина «Подарок, А. Барто «Вовка - добрая душа», Б. Н. Сергуненков «Солнечный луч»

8. Просмотр мультфильма:

«Царевна – лягушка», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога»,

«Малыш и Карлсон», «Приезжайте в гости», «Муха-цокотуха», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками»

9. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Школа вежливости», «Солнце»

10. Слушание песен «Настоящий друг», «Если добрый ты».

11. Чтение «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства» Драгунский, сказки Хухлаевой «Верь в себя»

12. Оформление уголка «Наши любимые сказки»

13. Презентация проекта

Ожидаемый результат:

1. Повышение качественного уровня социально–личностных показателей детей.

2. Становление творческой личности воспитанников.

3. Обобщение и систематизация социокультурных знаний дошкольников.

4. Повышение интереса педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания.

5. Интеллектуальное, общекультурное и физическое развитие детей.

6. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

7. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды.

8. Стабилизация эмоционального состояния детей

9. 2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

10. 3. Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками.

11.

12. Дети:

13. - проявляют интерес к сказке;

14. - увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

15. - При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий;

16. -повышается эмоциональный фон занятия;

17. - у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

18. - формируется творческое самовыражение

Родители:

19. - родители становятся единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми;

20. - родители получают необходимые знания по данной теме, более информированными в вопросе проведения сказкотерапии с детьми дома;

Ожидаемый результат

В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:

• дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;

• пытаются сглаживать конфликты без применения силы;

• стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции.

Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками.

Эффективность реализации проекта

Результаты мониторинга

Для понимания результатов я провела диагностику. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.

В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в знании русских народных традиций и их быта:

1. используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения;

2. знают историю русского быта, русского народного костюма, различают головные уборы (женские, девичьи, мужские);

3. знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества;

4. умеют играть в подвижные и хороводные русские народные игры;

Вывод

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

Выводы:

• метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.

• работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повышается уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышается речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Использование сказки способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература

1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

2. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. - М. : Прометей; Книголюб, 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.

6. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / Ярославль: Академия развития,2006.

7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2006

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «По дорогам сказок!»Фотоотчёт о празднике «По дорогам сказок!» "Вход детей в зал!" "Мы собрались сегодня в зале проверить ваши знания!" "Песня звонкая звени - всех друзей повесели!" "Становитесь.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе.Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе. Актуальность проекта и постановка проблемы В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Самуил.

Литературная викторина «По дорогам сказок Корнея Чуковского» в средней группе.Литературная викторина «По дорогам сказок Корнея Чуковского» в средней группе. Программное содержание: Закрепить знания детей о произведениях К. И Чуковского, представления о жанровых и особенностях сказки. Учить эмоционально.

Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского»Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского» Кая я и обещала, выкладываю наш проект по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Конспект занятия я опубликовала немного раньше, а сегодня.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Проект «В мире сказок» (фотоотчет)Проект «В мире сказок» (фотоотчет) Что же так любят слушать все дети?И что же читают детям родители чаще всего?Сказки. Сколько бы я не становилась старше, сказки не перестают.

Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок»Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Файл "/upload/blogs/detsad-1778344-1553430773.jpg" не найден! олево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Автор: Прасолова Галина Леонидовна.

Спортивный праздник «По дорогам сказок»Спортивный праздник «По дорогам сказок» Спортивный праздник «По дорогам сказок» Ведущий: Дети вы любите сказки? (Ответы детей.) И они вас любят. Сказки в гости нас позвали, хотят.

Викторина для детей 5–9 лет «По дорогам сказок» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок»
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 21:01
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стацура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД