Наталья Стацура
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«По дорогам сказок»
(использование сказкотерапии для воспитания положительных качеств личности дошкольника)
творческий, игровой проект
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари
«Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать
добра, то есть учит сопереживать.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Приводя ребенка в детский сад, родители рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка, его творческие способности и ручную умелость. Но помимо этого на наших занятиях в нашей группе происходит нечто, подчас незаметное, ни родителям, ни детям: исцеление детской души, ее тонкая настройка на гармонию с миром и людьми.
То есть происходит сказкотерапия, популярная сегодня. Оглянувшись вокруг, мы увидим, что сказки очень востребованы в наше время.
Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Сказка- кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребенка.
В современном обществе резко повысился уровень негативной информации, которая проходит через средства массовой информации, затем обсуждается в кругу семьи, друзей, и наши дети, которые не защищены от внешней агрессии не желая и не осознавая того живут и воспитываются в этом негативизме. Сегодня педагоги бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно даже сказать вплотную идут по жизни вместе с нашими детьми.
Актуальность обусловлена потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых, эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных, личностях.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно – смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении ….
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
На сегодня, к сожалению, сведены до минимума традиции семейного чтения. Но использование сказкотерапии для формирования нравственных представлений у младших дошкольников, воздействия на их эмоциональное состояние, мотивации поступков ребенка в условиях его социализации может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Анализируя практику сказкотерапии как средства нравственного воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между необходимостью нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях и недостаточной научной обоснованностью использования существующих технологий сказкотерапии в сфере социально-культурной деятельности.
Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение инновационной деятельности, направленной на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Вышеизложенное и обусловило выбор темы нашего проекта : «Психолого-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».
Цель проекта : качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребёнка дошкольника.
Задачи проекта :
• создать условия, способствующие охране психического здоровья детей, обеспечивающие их эмоциональное благополучие, свободу и эффективное развитие;
• развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
• учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
• способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
• развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Участники проекта : дети и их родители, педагоги.
Срок реализации: краткосрочный
Основные формы реализации проекта : изучение методической и психолого-педагогической литературы; создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкатерапии и релаксации); приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии : «волшебная» лампа, накидка для ведущего, напольные подушки и т. п. ; пополнение театральных уголков: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки; рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, музыки и других наглядных пособий; беседы, вопросы, разъяснения; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, дидактические игры, пальчиковые игры, настольные игры; чтение художественной литературы разыгрывание сценок и эпизодов русских народных сказок.
Ресурсное обеспечение:
• ноутбук, мультимедийное оборудование;
• видеофильмы;
• иллюстрации, книги, альбомы;
• дидактические игры;
• презентации;
• интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);
• материальные ресурсы (приобретение материала для работы).
Оборудование:
• настольный театр по сказке про паучка,
• перчаточная кукла Сова,
• ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима»,
• музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».,
• светотехническое оборудование.
Этапы работы над проектом :
I этап – организационно-подготовительный
• обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и цели проекта;
• изучение методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
• подготовка проекта, содержание проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• составление картотек;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап- практический
• распределение заданий между родителями;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• проведение бесед, занятий, игр;
• чтение познавательной и художественной литературы;
• слушание песен;
• просмотр видеосюжетов, презентаций;
• проведение выставок работ.
III этап – заключительный
• диагностическое обследование уровня сформированности полученных знаний детей;
• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;
• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Перспективный план
Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации
1. Разработка консультации для родителей:
«Что такое сказкотерапия?»
«Игры в сказкотерапии»
2. Разработка ширмы:»
Папка – передвижка «Мои любимые сказки»
«Что такое сказкотерапия»
3. Анкетирование родителей«»
4.
5. Беседа: «Что такое доброта», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?», «Добро не умрет, а зло пропадет», «Дарите людям доброту», «Кто настоящий друг» (детям предлагаются ситуации, они должны их проиграть и проанализировать, «О жадности»,
6. Заучивание пословиц: «Мир не без добрых людей», «Делай добро и жди добро»,
7. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Э Шим «Брат и младшая сестра», «Умей обождать», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Серов «Добрый великан», «В царстве великанов», В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко», Юсупов «Простите», А. Кузнецова «Подружка», Е. Благинина «Подарок, А. Барто «Вовка - добрая душа», Б. Н. Сергуненков «Солнечный луч»
8. Просмотр мультфильма:
«Царевна – лягушка», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога»,
«Малыш и Карлсон», «Приезжайте в гости», «Муха-цокотуха», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками»
9. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Школа вежливости», «Солнце»
10. Слушание песен «Настоящий друг», «Если добрый ты».
11. Чтение «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства» Драгунский, сказки Хухлаевой «Верь в себя»
12. Оформление уголка «Наши любимые сказки»
13. Презентация проекта
Ожидаемый результат:
1. Повышение качественного уровня социально–личностных показателей детей.
2. Становление творческой личности воспитанников.
3. Обобщение и систематизация социокультурных знаний дошкольников.
4. Повышение интереса педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания.
5. Интеллектуальное, общекультурное и физическое развитие детей.
6. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
7. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды.
8. Стабилизация эмоционального состояния детей
9. 2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
10. 3. Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками.
11.
12. Дети:
13. - проявляют интерес к сказке;
14. - увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
15. - При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий;
16. -повышается эмоциональный фон занятия;
17. - у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
18. - формируется творческое самовыражение
Родители:
19. - родители становятся единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми;
20. - родители получают необходимые знания по данной теме, более информированными в вопросе проведения сказкотерапии с детьми дома;
Ожидаемый результат
В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:
• дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;
• пытаются сглаживать конфликты без применения силы;
• стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции.
Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками.
Эффективность реализации проекта
Результаты мониторинга
Для понимания результатов я провела диагностику. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.
В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в знании русских народных традиций и их быта:
1. используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения;
2. знают историю русского быта, русского народного костюма, различают головные уборы (женские, девичьи, мужские);
3. знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества;
4. умеют играть в подвижные и хороводные русские народные игры;
Вывод
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:
Выводы:
• метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.
• работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повышается уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышается речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Литература
1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
2. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. - М. : Прометей; Книголюб, 2003.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.
6. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / Ярославль: Академия развития,2006.
7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2006