Людмила Коткова
Проект «Сказки разных народов»
▼ Скачать
Тема: «Сказки разных народов».
Тип проекта : долгосрочный, творческий. Участники проекта : воспитатель, дети и родители средней группы.
Количество детей: 17 человек. Время реализации: ноябрь 2022г. - апрель 2023г.,
Актуальность:
Публикация «Проект „Сказки разных народов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Джанни Родари.
Сказки для детей – это первая школа жизни в любой стране, в любом государстве, для любых детей.
Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети интернет наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран. Следует отметить, что все программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя раздел зарубежной литературы.
Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света?
Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Х. К. Андерсен.
На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к сказкам малых народов России и народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Цель проекта : приобщение ребенка к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.
Задачи проекта :
• Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре малых народов России и к культуре народов мира.
• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость.
• Развивать творческое мышление.
• Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
• Развивать эмпатию и умение слушать других.
Содержание:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т. е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.
Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован как в рамках старших и подготовительных групп детского сада, так и в младших классах общеобразовательных школ, творческих студий.
Ведущими идеями проекта являются создание :
• нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
• отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ребенка.
В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с ноября 2022г. по апрель 2023 г.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Презентационный
IV этап – Итоговый
На каждом этапе поставили свои задачи:
I. Подготовительный этап. Задачи:
• Определить цель и задачи проекта.
• Изучить и создать информационную базу по проекту.
• Составить план проекта.
• Познакомить родителей с идеей проекта.
II. Практический этап. Задачи:
• Знакомить детей со сказками малых народов России (нанайские, ненецкие, мордовские, чувашские, и народов мира (китайские, японские, африканские, индийские, учить понимать жанровые особенности сказки.
• Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
• Обогащать и активизировать словарный запас.
• Развивать связную речь.
• Развивать интерес к художественной литературе.
• Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация.
• Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
• Прививать художественный вкус.
• Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству.
• Создать развивающую среду по данной тематике.
III. Презентационный этап. Задачи:
• Выставка детских работ Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой!».
• Выставка «Моя любимая книга!»
• Показ спектакля «Курочка Ряба!»
IV. Итоговый этап. Задачи:
• Подвести итоги проекта.
• Проанализировать полученные результаты.
• Определить перспективу на будущее.
Модель реализации проекта :
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
Педагогическая деятельность с детьми Чтение и обсуждение сказок малых народов России (ненецкой «Кукушка», нанайской, «Айога») и сказок народов мира (китайской «Самый красивый наряд на свете», японской «Желтый аист», африканской «Заяц по имени Лек») С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Рассматривание иллюстраций к сказкам малых народов России и сказок народов мира. 1-2 раза в неделю
Художественно-речевые игры «Фантазеры» (придумай сказку, загадку) Февраль-март 2023г.
Театрализованная деятельность:
игры-драматизации «Любимые сказки», инсценировки «По страницам знакомых сказок».
Показ инсценированных сказок детям детского сада. Февраль-март 2023г.
Слушание музыки народов выбранных сказок. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Рисование иллюстраций к прочитанным сказкам.
С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Создание картотеки пословиц, поговорок о жадности, лени, трудолюбии. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Подготовка к показу спектакля «Курочка Ряба». Разучивание с детьми текстов ролей Февраль-март 2023г.
Организация выставок поделок С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Оформление фотоальбома детского художественного труда. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Методическое сопровождение Организация предметно-развивающей среды в группе. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Подборка литературы по данной тематике. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Конспекты интегрированных занятий. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Консультационный материал для родителей. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Обобщение наработанного материала. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Работа с родителями Анкетирование родителей. Ноябрь 2022г., апрель 2023г.
Консультация «Чтение с увлечением» Декабрь 2022г.
Работа с педагогами Выступление на педагогических советах. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Консультация для педагогов. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Работа в социуме Взаимопосещения и обмен опытом. С ноября 2022г. по апрель 2023г.
Оформление выставки в группе. Март- апрель 2023г.
Показ инсценированных сказок детям детского сада.
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Начинали мы с чтения и обсуждения сказок малых народов России («Кукушка», «Айога») и сказок народов мира («Самый красивый наряд на свете», «Желтый аист», «Заяц по имени Лек», «Золотая антилопа», нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.
Предполагаемый конечный результат:
• Продолжится дальнейшее сотрудничество педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
• Возродится традиция семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т. д.).
• Родители и дети станут активными и постоянными читателями детской библиотеки.
Трансляция проекта :
• Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
• Обмен опытом среди воспитателей групп.
• Показ спектакля
Перспектива проекта :
Организация дальнейшей совместной работы детей, родителей и педагогов по воспитанию уважения к нравственным ценностям и культуре малых народов России и к культуре народов мира.