Елена Алексеева
Проект «Сказки приходят, праздник приводят» для детей старшей группы детского сада
Проект «Сказки приходят, праздник приводят»
для детей старшей группы детского сада «Родничок»
Авторы: учитель-логопед Н. Н. Федоряченко, воспитатель Е. А. Алексеева, воспитатель Е. А. Аджидерская.
Актуальность:
Публикация «Проект „Сказки приходят, праздник приводят“ для детей старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных в современном мире. Что же нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным?
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница : это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Идея проекта : Создание игровой модели, которая меняет отношение детей к празднику и позволяет ребёнку осознать свою мечту, воспитывает положительные идеалы через «общение» с русской народной сказкой.
Цель проекта : создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством «общения» с русскими народными сказками и знакомства с традицией празднования Нового года в мире.
Задачи проекта :
Развивающие.
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Познакомить с историей возникновения новогоднего праздника.
- Развивать любознательность, память, мышление, воображение; умение контролировать свои слова и действия, вести себя адекватно в различных ситуациях.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
- Продолжать развивать дружеские отношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу;
Воспитывающие.
- Формировать стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья и радости.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения декоративного творчества)
- Активизировать эмоциональное и речевое общение.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа детей с положительной динамикой развития эмоционально - волевой сферы;
- увеличение числа родителей, заинтересованных в расширении у детей знаний о культуре своего народа через сказки, произведения декоративного творчества;
- увеличение числа детей, заинтересованных в решении художественно-творческих задач;
- развитие умения согласовывать свои действия с другими
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- развитие интереса к традициям празднования Нового года у народов мира. ;
Участники реализации проекта : Кратковременный проект «Сказки приходят, праздник приводят» направлен на взаимодействие участников ВОП (дети, старшей группы, родители, педагоги) по формированию у детей творческих навыков, дружеских отношений между детьми.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный (5-9 декабря) : Чтение детской художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о предстоящем празднике, изучение традиций встречи Нового года у разных народов земного шара.
II этап. Основной (12-23 декабря) : Викторина «Путешествие по русским народным сказкам», Выставка «Новогодние игрушки». Выставка «Мои фото в Новый год» игровые сюжеты, творческие задания, викторины, конкурсы», игры, художественно-творческая деятельность.
Викторина «К нам гости пришли»
III этап. Итоговый – «Сказочный кинотеатр»
Значение результатов реализации проекта : В результате внедрения в воспитательно-образовательный процесс творческого проекта «Сказки приходят, праздник приводят» осуществляется реализация образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Описание проекта.
Скоро один из самых ярких и праздничных дней в году, и все ждут его с нетерпением. Взрослые – чтоб поскорее закончить все дела в старом году и отдохнуть во время последующих новогодних праздников. А дети ждут от Нового Года в первую очередь подарков и сказочных чудес. Новый год – сколько в этом празднике доброты, радости и в то же время таинственности и сказочности!
В предновогоднюю суету в витринах магазинов появились красивые ёлки и игрушки Дедов Морозов с мешками подарков танцующие, и поющие.
Все дворы и улицы города украшены цветными огоньками. В группе мы также нарядили чудесную ёлочку, и будем водить хороводы и встречать Деда мороза.
Еще мы решили украсить участок. Развесили в беседке и на деревьях новогодние гирлянды и устроили столовую для птиц. Скоро к нам на праздник слетятся все птицы, им будет весело и сытно.
Все удивятся и скажут: «Кто это к празднику так красиво украсил участок и группу? Волшебник Дед Мороз, наверное!»
Ну и пусть так думают. Это же здорово – немного побыть Дедом Морозом. Сразу добрым себя чувствуешь, волшебным, могучим. Чужие желания можешь угадывать. И
от этого становиться очень весело. Как и должно быть в Новый год!
Беседы:
«Кто как празднует Новый год»
«За что я люблю Новый год?».
«Разные традиции встречи Нового года в разных странах мира и в России».
«Традиции новогодних поздравлений и пожеланий» :
«О чём вы мечтаете?»
«Что хотите пожелать себе и своим близким?»
«Как дарить подарки?»
«Что надо знать, когда приходишь в гости или встречаешь гостей».
Игровые сюжеты:
1. Где встречают Новый год:
Космонавты? Конечно на орбитальной станции, а может и прямо в открытом космосе.
Моряки? - на подводной лодке.
Альпинисты? - на вершине горы.
Пассажиры? - в поезде или в салоне самолёта.
2. Где можно отмечать Новый год? Например, на северном полюсе, в космосе, в Африке, Антарктиде.
3. А что если встретить Новый год в Африке? Кто там живёт? Растут ли там ели?
Поразмышляли, чем можно заменить ёлку? Оказывается пальмой, ананасом, жирафом. Представили, как украсили его мишурой и стали водить хоровод.
Речевые игры на основе детских сказок :
«Сказки «из собственного опыта»
Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.
«Сказка со сменой места действия»
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Снегурочка в Африке, Вини-Пух в космосе, три поросенка на необитаемом острове.
Непосредственно образовательная деятельность:
Развитие речи - Коллективное составление письма Деду Морозу.
Ознакомление с окружающим миром - «Зима. Зимующие птицы», «Животные зимой»
Лепка - «Ёлкины игрушки –колокольчик», «Ёлочка»
Аппликация - «Цветочные снежинки» (декоративная)
Рисование – «Новогодняя елочка» «Зайчишка в заснеженном лесу»
Физкультминутки + музыка – «Волшебная зимняя сказка (зимняя фигура на месте замри)»
Творческие задания для детей.
Придумать и рассказать, как разные сказочные герои встречают Новый год.
Изготовить праздничные открытки «Моя фотография на Новый год».
Сделать (нарисовать) подарки для любимых сказочных героев.
Придумать и сделать необычные ёлочки, вокруг которых сказочные герои будут водить хоровод.
Сочинить рассказ (с воспитателем) сказку, историю на тему: «О чём беседуют игрушки на ёлке?»
Придумать, какой подарок можно подарить Деду Морозу.
Результативность проекта :
Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, уверенность;
Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников;
Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле) :
Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.