Эйснер Алеся Александровна
Проект «Шахтеры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад № 22 «Росинка»
«Профессия - шахтер»
Исполнитель:
Эйснер Алеся Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
Юрга, 2018 г.
Содержание
Паспорт проекта…. …. 3
Обоснование значимости…. 6
Календарный план реализации проекта….….…12
Прогнозируемые результаты деятельности…. ….… 14
Перечень учебно-методических разработок…. … 15
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Тема: «Профессия - шахтер»
Публикация «Проект „Шахтеры“» размещена в разделах
Тема проекта «Профессия – шахтер»
Руководитель и разработчик проекта Эйснер Алеся Александровна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22 «Росинка»
Исполнители проекта Воспитатель, специалисты ДОУ, родители, дети подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
База реализации проекта МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
Нормативно – правовые документы 1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г
2. Конституция РФ
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Федеральные государственные образовательные стандарты»
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15.05.2013 № 26
5. Приоритетный национальный проект «Образование»
6. Устав МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
7. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
тип Педагогический, долгосрочный
Интеграция образовательных областей «Физическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
Направление деятельности Коммуникативно-познавательная, игровая и творческая деятельность, двигательная.
Цель Цель проекта – Расширение и обобщение представлений детей о профессии шахтёр, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.
Содержание этапов проектной деятельности I. Подготовительный этап
Задачи этапа:
- создать необходимые условия для реализации данного проекта;
- составить план проведения мероприятий.
1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Кузбасс – шахтерский край»
2. Беседы с детьми.
3. Мониторинг, анализ.
II.Основной этап
Задачи этапа:
- Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- Формировать реалистические представления о труде людей;
- Помочь понять детям, о важности, необходимости этой профессии;
- Познакомить со свойствами каменного угля, закреплять умения детей обследовать, дать детям представление о том, как добывают уголь, как он используется человеком.
- Воспитывать любовь и уважение к труду шахтеров, родному краю, чувство гордости за него.
III. Заключительный этап.
Задача проекта :
- систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по данной теме.
Сроки проведения Сентябрь 2018 – май 2019
Возраст детей 6 – 7 лет
Ожидаемые результаты Дети:
- расширение интереса к окружающему миру, расширение у детей знаний и представлений о данной профессии.
- способствовать умению детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
Родители:
- способствовать у родителей проявлению интереса и активности в воспитании и образовании детей.
Практический выход
1. Конспекты непрерывной образовательной деятельности;
2. Сценарии праздников;
3. Сообщения, консультации, буклеты;
4. Презентация;
5. Макеты;
6. Пополнение предметно развивающей среды группы.
Материально- техническая база. К созданию проекта был привлечены спонсорские средства.
Обоснование значимости.
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление работы. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, узнать, что именно выполняют они на работе.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей. Именно с этой целью в дошкольной организации используется такая форма работы, как ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Ребенок - дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области, например, в области горнопромышленного производства или сферы услуг. Профориентация в целом есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети.
Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через различные виды деятельности знакомится со спецификой разных профессий. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу престижности и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики взращивания с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста, обучающиеся в школах города, имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Наш Кузбасс знаменит лесом, золотом, но главное богатство края – черный уголь.
Традиционно считается, что основная профессия горнодобывающей промышленности — это шахтер (горняк, который добывает железную руду. Но и шахтер, и горняк — это общее название людей, занятых добычей полезных ископаемых, содержащих железо. И в шахте, под землей, и в карьере, на поверхности земли, работают представители различных профессий.
Профессию шахтера выбирают только смелые, мужественные люди. Эти специалисты работают глубоко под землей, занимаются добычей полезных ископаемых. Шахты строятся в местах, где есть залежи угля, железа, минералом, благородных металлов, драгоценных камней. Под землей оборудуются системы тоннелей, в которых и трудятся шахтеры. Они спускаются вниз на специальном лифте, в шахте проложены рельсы, по которым перемещаются полезные ископаемые, затем они поднимаются наверх.
В этой отрасли несколько разных специальностей. Проходчики оборудуют пути для рабочих. Они прокладывают сеть тоннелей, укрепляют их, чтобы обеспечить безопасность. Горнорабочие вырабатывают горные породы, отправляют их из шахты наверх. Машинисты, слесари обслуживают технические устройства, транспортирующие рабочих и полезные ископаемые. В шахте оборудование работает от электричества. Важные функции выполняют электромеханики, обеспечивающие бесперебойную подачу энергии.
Нередко для выработки пород приходится проводить взрывные работы. Это особо опасные операции. Их выполняют специально подготовленные мастера взрывники. От их квалификации зависит безопасность людей, работающих в шахте.
Работа шахтеров нелегкая, но почетная. Эти специалисты поставляют уголь для поддержания тепла в домах, работы всех предприятий. Они добывают благородные металлы и самоцветы, которые нужны для создания украшений, радиотехнических, электронных приборов и др.
В работе шахтеров требуется несколько важных качеств. Необходимо быть ответственным, смелым, выносливым человеком, иметь хорошее физическое здоровье, уметь преодолевать трудности. Для обучения этой специальности есть профессиональные колледжи, лицеи, можно стать горнорабочим, окончив специальные курсы.
Основное направление работы — это передача информации детям. С этой целью организуется специальная непосредственно-образовательная деятельность: в рамках работы по познавательному развитию проводятся занятия по ознакомлению детей с трудом работников горнодобывающей промышленности.
Мышление ребенка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому, с помощью перцептивных действий все изучать. А это очень затруднительно в связи со спецификой производства в горнодобывающей промышленности — довольно тяжело создать целостную картину функционирования шахты или карьера. Поэтому на данном этапе широко используются виртуальные экскурсии, просмотр созданных на компьютере презентаций. В группах оформляются тематические папки и альбомы с наглядно-иллюстративным материалом («Что такое карьер», «Как устроена шахта», «Какие профессии нужны в шахте», «Техника помогает людям», «Что кому нужно для работы», «Процесс добычи руды в карьере», «Как добывают руду под землей», «Полезные ископаемые»).
Цель проекта – Расширение и обобщение представлений детей о профессии шахтёр, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.
Задачи проекта :
- Пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
- Формировать реалистические представления о труде людей;
- Помочь понять детям, о важности, необходимости этой профессии;
- Познакомить со свойствами каменного угля, закреплять умения детей обследовать, дать детям представление о том, как добывают уголь, как он используется человеком;
- Воспитывать любовь и уважение к труду шахтеров, родному краю, чувство гордости за него.
Проект рассчитан на 1 учебный год (с сентября 2018 по май 2019г.) :
1 этап – подготовительный (сентябрь - октябрь 2018 г.)
2 этап – основной (ноябрь 2018 – апрель 2019 гг.)
3 этап – заключительный (май 2019 г.)
Паспорт проекта
Тема проекта «Профессия - шахтер»
Автор проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Гува Светлана Михайловна - воспитатель
Эйснер Алеся Александровна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22 «Росинка»
Цели и задачи
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта 1. Подготовительный
- Сбор материала, создание условий для реализации проекта;
- Презентация – «Профессия ШАХТЕР»;
- Подбор картинок, раскрасок;
Сборник стихов, песен, загадок;
- Сбор материала для проведения сюжетно-ролевых игр;
- Сбор материала для макета и «Уголка шахтера».
2. Основной
- Проведение бесед, просмотр презентаций; - Создание макета и «Уголка шахтера»;
- Организация и проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- Проведение развлечения «Мы – шахтеры»;
- Рисование и раскрашивание иллюстраций на тему «Шахтерский труд».
3. Заключительный
- создание макета и «Уголка шахтера»
Ожидаемые результаты -вызвать интерес к окружающему миру;
-расширить у детей знания и представления о данной профессии.
Календарный план реализации проекта
Совместная деятельность с детьми (в непрерывной образовательной деятельности и режимных моментах) Сроки Ответственные
1. Беседа "Уголь - богатство нашего края".
2. Беседа с детьми «Шахтерских профессиях».
Сентябрь Воспитатель, родители.
1. Рассматривание иллюстраций «Шахта», труд «Шахтера».
2. Рисование на тему «Шахта». Октябрь Воспитатель, родители
1. НОД «Путешествие по Кузбассу».
2. Беседа с детьми о шахтерских профессиях. Ноябрь Воспитатель, родители
1. Просмотр презентации «Профессия шахтер» Декабрь Воспитатель, родители.
1. Заучивание стихов о шахтерах.
2. Проведение конкурса чтецов о шахтерах. Январь
Воспитатель,
Педагог – психолог, родители.
1. Сюжетно-ролевая игра «Шахта».
2. Просмотр мультфильма «Вся правда о шахтерах». Февраль Воспитатель, родители
1. Развлечение «Мы шахтеры»
2. НОД «Свойства угля» Март Воспитатель, родители
1. Изготовление макета «Шахта» Апрель -май Воспитатель, родители
Прогнозируемые результаты деятельности
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
• развитие интереса к окружающему миру;
• расширение представлений о данной профессии;
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
• заинтересованность родителей в воспитании и образовании детей;
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
• создание в группе новой РППС;
Список литературы
1. Белая К. Ю. Патриотическое воспитание. – М. : Элти-Кудиц, 2002.
2. Знамя шахтера [Электронный ресурс]
3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина?. – М. : Сфера, 2003.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Сфера, 2011.