Анжелика Стаценко
Проект «Сезонные изменения на Черноморском побережье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида № 125 города Сочи.
Долгосрочный проект старшей группы компенсирующей направленности «Сезонные изменения на Черноморском побережье»
Автор проекта :
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР
Стаценко
Анжелика Олеговна
Продолжительность: долгосрочный (с сентября по август) Тип проекта : познавательно –игровой Участники проекта : воспитатели, дети и родители группы Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность.
Публикация «Проект „Сезонные изменения на Черноморском побережье“» размещена в разделах
Любовь к Родине и родному краю начинается с любви к природе. Наша задача – научить любить свой край через познание родной природы.
Заложить любовь к Родине, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Последнее время в экологическом образовании детей 4-6 лет мы столкнулись с тем, что, проживая на побережье Черного моря очень трудно разделить погоду на времена года. Если с летом все понятно – море, солнце, жара, много гостей в городе, то с наступлением осени стираются четкие границы сезонных изменений, так как мы живем на юге страны. Зима сменяет осень, потом приходит весна и наступает лето. Дети спрашивают: «Почему осень «Золотая?», «Как шуршат листья? Когда листопад будет?», «Почему деревья спят зимой?», «Почему у нас мало снега?», «Где бывают проталины? Где журчат ручьи? Почему многие деревья зимой зеленые?» … Чтобы дать ответы на эти и другие вопросы я и взяла тему для своего проекта.
Проблема проекта.
У детей данного возраста недостаточно сформированы представления о течении времен года в нашем регионе. Не сформированы понятия южная осень, зима на юге, поздняя весна.
Цель.
Способствовать формированию элементарных представлений о временах года на Черноморском побережье, его периодичности, замечать простейшие сезонные изменения в природе, характерные местному климату и в нашей стране в целом.
Задачи.
Для педагога: повысить педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, найти эффективные формы и методы работы с детьми по данной теме.
Для детей: способствовать формированию представлений детей о сезонных изменениях на черноморском побережье и в целом, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями в природе.
Для родителей: привлечь родителей к активной, систематической помощи детям в процессе их развития, соответственно рекомендациям общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями природы.
Предмет исследования: Сезонные изменения в природе на Черноморском побережье.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективны в том случае, если: формировать представления и вести наблюдения за объектами неживой природы на Черном море, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы необходимо не только в детском саду, но и в семье. Экологическое образование будет строиться на материале близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов и родителей.
Методы реализации проекта.
- Наблюдение
- Беседы
- Непосредственная образовательная деятельность (наглядные занятия) - Рассматривание иллюстраций - Просмотр мульти - метеопрогнозов - Чтение художественной литературы - Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, коллективные работы)
- Ручной труд, труд в природе
- Экскурсии и целевые прогулки - Развлечения (музыкальные утренники)
Новизна.
Смена климатических периодов воспринимается сложно из-за влияния Черного моря на Сочинское побережье, способствовать формированию представлений детей о сезонных изменениях на черноморском побережье.
Предполагаемый результат.
1. Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Сезонные изменения на Черноморском побережье». 2. Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребенка. 3. Создание продуктов детской творческой деятельности для итоговых мероприятий: выставки детских работ (тематические рисунки, аппликации, коллективные работы по темам «Дары осени», «Зимняя сказка», «Весенний калейдоскоп» и др. ; создание альбома «Гербарий»; индивидуальные книжки-раскраски «Времена года». 4. Создание дидактических игр и пособий: «Метеобюро». 5. Проведение итоговых мероприятий проекта.
Этапы проекта. План реализации. ЭТАП 1 (сентябрь-ноябрь)
Сентябрь
1. Празднование 1го сентября (отправная точка начала Осени). Встреча новых ребят, вручение подарков, музыкальное сопровождение, персонажи сказок (аниматоры-педагоги).
2. Диагностика по образовательной области «Окружающий мир».
3. Беседы с детьми: «Ранняя осень»,
4. Дидактические игры: «Метеобюро».
5. «Как природа рисует красками».
Рассматривание иллюстраций художников И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого с целью развития эстетического восприятия детей.
.
Октябрь
1. Дидактическая игра: «Метеобюро».
2. Игры-занятия «Угощения от Королевы-Осени» с использованием свежих овощей и фруктов.
3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений «Осень» К. Д. Бальмонта, «Скучная картина» А. Н. Плещеева, «Листопад» И. А. Бунина, «Листопадничек» И. Соколова-Микитова, «Лес осенью» А. Твардовского.
4. Подготовка и составление гербария (закрепить в памяти детей названия деревьев).
5. Занятия по ИЗО деятельности по теме: «Дары осени», «Краски осени». 6. Выставка детских работ «Осень.»
Ноябрь
1. Беседа. «Золотая осень».
2. Организованная образовательная деятельность-
«Поздняя осень»- закреплять месяцы осени, приметы осени.
3. Дидактические игры: «Метеобюро», «Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева листок?», «Сложи картинку», «Судоку».
4. Развлечение «Королева-Осень».
5. Экскурсия «В осенний лес…». 6. Изготовление подарков и подготовка ко дню «Мамы» (завершение Осени).
ЭТАП 2 (декабрь-февраль)
Декабрь
1. Беседы: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» -закреплять название перелетных и зимующих птиц нашей местности, наблюдать за их поведением. 2. Дидактические игры: «Метеобюро», «Что изменилось?». 3. Рассматривание репродукций по теме «Зима»; К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна» с целью закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
4. Подготовка к новогоднему развлечению «К нам спешит Новый год». 5. Изготовление детских поделок для выставки «Зимняя сказка». Новогодняя открытка- подарок к Новому году.
Январь
1. Беседа: «Как звери готовятся к зиме» - закреплять знания о том, как животные зимуют. 2. Дидактическая игра: «Метеобюро». 3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: М. Познанская «Первый снег», И. Суриков «Зима», Орлова «Медведь спит». 4. Занятия по «Художественному творчеству» : - «Зеленая красавица» -«Снегири на снежной ветке» 5. Музыкальная игра «Коляда»-познакомить детей с зимним праздником Рождественский Сочельник. 6. Экскурсия в биосферный вольерный комплекс «Лаура» на Красной Поляне. Познакомить детей с дикими животными Кавказа, рассказать и показать условия их содержания зимой. Познакомить с горной местностью нашего края.
Февраль
1. Беседа: «Здравствуй, зимушка-зима»- закреплять умение сравнивать осенний и зимний пейзаж. 2. Дидактические игры: «Метеобюро», «Времена года», «Когда это бывает?», «Собери картинку», «Судоку». 3. Организованная образовательная деятельность.
«Зима на южном побережье Черного моря»- закреплять названия месяцев зимы, узнавать приметы зимы, формировать понятие «южная зима». Южная зима более мягкая, чем северная. 4. Занятия по «Художественному творчеству» : -«Моя волшебная снежинка» -«Как мы лепили снеговика» 5. Развлечение «Встреча Масленицы». Завершение зимы.
ЭТАП 3 (март – май)
Март
1. «Проводы Масленицы». Угощение блинами, игры с ряженными, песни, хороводы. Сжигание чучела (Морены) на Масленицу, как символ победы Весны над Зимой. (отправная точка начала Весны). 2. Беседы на тему: «Весна»- учить определять первые признаки весны. 3. Дидактические игры: «Метеобюро». 4. Рассматривание фотографий и открыток о весне с целью показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года. 5. Развлечение «8 Марта»- самый нежный весенний праздник. Изготовление открытки.
Апрель
1. Беседа: «К нам весна шагает быстрыми шагами»- учить детей выделять приметы весны. 2. Дидактическая игра: «Метеобюро». 3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений И. Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М. Клокова «Зима прошла».
4. Занятия по «Художественному творчеству» : -«Цветущее весеннее дерево» -«Воробьи плещутся в луже» 5. Изготовление детских работ для выставки «Весенний калейдоскоп»
Май 1. Беседа: «Весна на берегу Черного моря»- закреплять названия весенних месяцев. 2. Дидактические игры: «Метеобюро», «Времена года», «Когда это бывает?», «Собери картинку», «Судоку». 3. Организованная образовательная деятельность. «Встречаем птиц»-закреплять названия перелетных птиц. 4. Подготовка к весеннему празднику «Великий День победы». 5. Экскурсия «В цветущий парк…»
ЭТАП 4 (июнь-июль)
Июнь 1. Празднование 1 июня «День защиты детей» (отправная точка начала Лета). 2. Беседа: «Здравствуй лето!»- расширять представление детей о летних изменениях в природе на Черноморском побережье. 3. Дидактическая игра: «Метеобюро». 4. Рассматривание иллюстраций на тему «Садовые цветы», «Полевые цветы». 5. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Медведь и пчелы», «Ягода-малинка», «Бабочка и Мотылек». 6. Прогулка по берегу Черного моря.
Июль
1. Беседа: «Цветы родного края», «Наши соседи» (птицы, животные, насекомые). 2. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадки, приметы. – «Дюймовочка»; «Как поссорились растения»; «Фея с волшебной поляны» С. Караулис; «Золотой луг» М. Пришвин; «Колокольчики» А. Толстой; «Ромашка» У. Благинина; «Цветы» Е. Трутнева и др. 3. Дидактические игры: «Метеобюро», «Времена года», «Четвертый лишний», «Найди такой же» …. 4. Художественное творчество- лепка из теста «Роза». 5. Поход в театр на представление «Дюймовочка».
Август
1. Беседа «Что растет в саду и огороде». 2. Дидактическая игра: «Метеобюро». 3. Подвижные игры: «Догони бабочку», «Акула», «Море волнуется раз…», «У медведя во бору….». 4. Художественное творчество – лепка из теста «Ягодная поляна». 5. Труд в группе и на участке: -полив и мытье комнатных растений; -полив и уход за растениями и цветами на участке; 6. Подведение итогов проекта.