Варвара Авдошина
Проект «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №2» на тему «Сенсорная комната-волшебный мир здоровья»
Проблематика: В современном мире перед людьми встает много разных проблем, среди которых самой важной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Дети – наше будущее. И от того, будет ли подрастающее поколение здоровым, зависит станет ли наша Родина сильной, процветающей страной. Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья- это проблема, которая набирает всё большую остроту в обществе.
Публикация «Проект „Сенсорная комната — волшебный мир здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Очень важно и сложно вырастить здорового человека. Почти все философы, ученые ставят в ряду ценностей жизни здоровье на первое место. Что такое здоровье?
Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Каким образом можно укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Педагоги и родители стараются в полной мере найти ответы на эти вопросы. Ведь всем известно, что в раннем детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит такой путь развития, когда идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно привычку к здоровому образу жизни сформировать в раннем детстве.
К сожалению, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не уменьшается, в дошкольных образовательных учреждениях открываются группы для детей с различными диагнозами, развивается инклюзивное образование. ДОУ «Детский сад №2» в 2022-2023 учебном году посещало 28 детей с ОВЗ, среди которых есть и дети-инвалиды. Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и тяжёлыми множественными нарушениями развития. Все они занимаются по специально разработанным образовательным программам и имеют особые образовательные потребности. Такие дети часто имеют отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, им трудно контролировать своё поведение и переключаться, что негативно сказывается на качестве усвоения программного материала.
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной.
Игровые сеансы в комнатах сенсорной интеграции активно стимулируют зрительную, тактильную, слуховую системы, так как в данных условиях ребенок получает массированный информационный поток на каждый из анализаторов, за счет чего процесс восприятия становится намного активнее.
В нашем детском саду создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста. В настоящее время преимущества сенсорных комнат в мировой науке и практике признаётся учеными разных стран. Сенсорная комната-это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка- всё это даёт не только приятные ощущения, но и применяются при терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушными никого. Пребывание в сенсорной комнате способствует :
- нормализации адаптационного периода для вновь поступивших детей;
-улучшению эмоционального состояния;
-снижению беспокойства и агрессивности;
-снятию нервного напряжения и тревожности;
-нормализации сна;
-активизации мозговой деятельности;
-ускорению восстановительных процессов после заболевания.
Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлены на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию органов чувств.
Проект «Сенсорная комната-волшебный мир здоровья» основан на организации системной работы специалистов с применением сенсорно-развивающего оборудования для развития детей с ОВЗ и других детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «Детский сад №2».
Решение/ действие: Ребенок проводит в детском саду треть своей дошкольной жизни. И как будет организована его эта жизнь в большей степени зависит от сотрудников ДОУ. Педагоги стараются создать такую развивающую среду, чтобы она помогала укрепить и сохранить здоровье детей.
Администрация современного детского сада в свою очередь выстраивает стратегию представительства ДОО в цифровом образовательном пространстве, исходя из общей стратегии развития организации с учетом ее технических, кадровых, финансовых возможностей.
Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения-это закономерный этап системы образования. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием не только их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование
В нашем ДОУ функционируют три коррекционные группы: две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, большинство из которых имеют диагноз-расстройство аутистического спектра.
Основными показаниями для необходимости прибегнуть к помощи сенсорной комнаты выступили следующие симптомы у детей: неврозы, задержка речевого развития, задержка психологического развития, адаптационные проблемы.
Воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог делают все возможное, чтобы сфера детства была здоровой. Педагоги МБДОУ «Детский сад №2» приняли участие в проекте «Сенсорная комната-волшебный мир здоровья».
Такие задачи проекта осуществлялись через создание системы по сохранению физического, психического здоровья и социального благополучия ребенка:
-улучшение качества работы с детьми-инвалидами через внедрение современных техник стимуляции и развития ослабленных анализаторов и двигательных функций;
-улучшение эмоционального фона, снятие психо-физической нагрузки с помощью проведения релаксационных минуток в сенсорной комнате;
-развитие сенсорных анализаторов, мышления, внимания у детей дошкольного возраста;
- создание условий для оздоровления и психокоррекции детей с помощью оборудования оборудование сенсорной комнаты;
- стимуляция познавательных процессов.
Доказано учёными и педагогами, сфера эффективного применения сенсорной комнаты поистине безгранична. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. На одном занятии можно развивать и мелкую моторику, и воображение, и снижать эмоциональную напряжённость.
Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Попадая в сенсорную комнату, ребенок получает возможность раскрепоститься, стать самим собой. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.
Сенсорная комната для детского сада-это действительно современный обучающий инструмент, который решает множество вопросов по сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе и достаточно серьё зных: помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащённой мультисенсорной среды; она создаёт ощущение безопасности и защищённости, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное напряжение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения.
В своей образовательной деятельности педагоги использовали следующие методы и технологии:
• Здоровьесберегающие технологии
• Информационно - коммуникационные технологии
• Личностно - ориентированные технологии
• Коррекционные технологии
• Коммуникативные игры
• Игротерапия, сказкотерапия.
Помимо этого, для того чтобы стимулировать определённое чувство или качество, используется релаксация, благодаря которой дошколята без особых усилий развивают свои физические, а так же чувственные навыки. Это очень важный момент, который поможет ребёнку в будущем, поскольку им будет гораздо легче и проще концентрироваться на определённых вещах, находить общий язык с людьми (социализация, четко определять для себя жизненную позицию, умея её отстаивать перед другими.
Решение: Сенсорная комната для детского сада-современный обучающий инструмент, который решает множество вопросов по сохранению и укреплению здоровья детей в комфортной обстановке, в том числе и достаточно серьё зных: помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащённой мультисенсорной среды; она создаёт ощущение безопасности и защищённости, снижает беспокойство и агрессивность, активизирует мозговую деятельность.
Воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог делают все возможное, чтобы сфера детства была здоровой. Педагоги МБДОУ «Детский сад №2» приняли участие в проекте «Сенсорная комната-волшебный мир здоровья».
Безусловна социальная значимость проекта,т. к. интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения-это закономерный этап системы образования.
Результат:
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные: У детей возникает желание посещать занятия в сенсорной комнате. Устанавливается благоприятный эмоциональный фон на занятиях. Улучшено качество здоровья всех участников образовательного процесса, создаётся атмосфера благоприятного психологического комфорта. Налажено тесное взаимодействие с семьёй для укрепления детско-родительских отношений.
Количественные: увеличение числа воспитанников с высоким и средним уровнем развития познавательных процессов в среднем на 18-20 %.