Наталья Стрелкова
Проект «Семья моя» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Умка»»
Каменский район Алтайский край
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку социокультурной направленности «Все вместе»
Тип проекта : Краткосрочный информационно-творческий
Тема: "Семья моя"
Выполнил:
воспитатель Стрелкова Н. В.
2024год.
Публикация «Проект „Семья моя“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Проект «Семья моя».
Тип проекта : краткосрочный, информативно-творческий.
Актуальность проекта
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Любовь к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Многие из детей не знают историю создания семьи. Свою родословную. Забываются семейные праздники и традиции. Проект «Семья моя», поможет детям понять значимость каждой семьи, воспитать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, привьёт чувство привязанности к семье и дому.
Цель: формировать у детей понятие «семья», интерес к своей семье и ее традициям; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям; создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
2. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
3. Формировать у детей представление о семье, о нравственном
отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
4. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
6. Воспитывать у детей любовь к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
7. Совершенствовать стиль партнёрских отношений, Развивать коммуникативные навыки детей.
8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Срок реализации проекта : Краткосрочный, информативно-творческий
Участники проекта : дети средней группы, родители, педагог группы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный. Подбор стихотворений о семье, о членах семьи, русских народных сказок и рассказов;
• Изготовление атрибутов, элементов костюмов для проведения открытого занятия с родственниками детей, дидактических игр;
• Выполнение родителями и детьми творческих домашних заданий;
• Разработка сценария открытого занятия «Дружная семья».
2 этап. Основной. Заучивание стихов о семье : маме, папе, сестрах, братьях, бабушке, дедушке;
• Творческое рассказывание: «Моя мама лучше всех», «Мой папа лучший друг»;
• Беседы: «Я и моя семья», «Мои братья и сестры», «Мои обязанности»;
• Чтение стихотворений о семье, русских народных сказок, рассказов.
3 этап. Заключительный. Проведение открытого занятия; (семейные традиции)
• Изготовление альбома «Моя семья. Семейные традиции»
Формы реализации проекта :
1. Донести до участников проекта важность данной темы. Опрос детей.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме
«Семья».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Консультация «Генеалогическое древо»
6. Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье».
9. Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
10. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание детьми информации о своей семье, о её членах.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
5. Преобразование развивающей среды;
6. оптимизация сотрудничества с родителями.
Выполнение проекта.
I этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Рассматривание семейных фотоальбомов.
3. Подбор фотографий на тему «Моя семья».
4. Сделать подборку в папку – раскладушку «Семья».
5. Знакомство с профессиями родителей.
6. Пословицы и поговорки о семье.
7. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки,
д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
8. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме,
стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.
9. Анкетирование родителей «Семейные традиции, праздники, увлечения».
10. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
11. Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
II этап – основной (практический)
1. Выставка «Генеалогическое древо семьи»
2. Создание папки-передвижки «Семья»
3. Выставка детских рисунков «Моя семья»
4. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно -
ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
5. Разработка и накопление методических материалов,
разработка рекомендаций по проблеме.
6. Чтение художественной литературы по теме «Семья» :
Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Майков «Внучка»,
К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная», К. Д. Ушинский «Лекарство», «Петушок с семьей», Пермяк «Для чего руки нужны»,
р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
7. Беседы: «На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых
моей семьи», «Семейные праздники», «Мои обязанности по дому», «О
мужестве и храбрости», «За что я люблю маму».
8. Разговор - ситуация: «Выходной день в моей семье»,
«Наше путешествие», «Наши любимые питомцы», «Как я помогаю дома»
9. Тематическое занятие: «Моя семья».
10. Художественно – эстетическая деятельность: Изготовление
подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
11. Сотворчество родителей и детей: «Мама, папа, я – счастливая семья» или «Незабываемый выходной». Аппликация " Моя рука-моя семья" (рука в руке,
Лепка "Семейный талисман" (божья коровка).
12. Семейные увлечения: Создание коллекций фантиков,
салфеток, значков, открыток и т. д.
13. Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д.
III этап - заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
3. Выпуск семейной газеты «Наша дружная семья».
4. Выставка «Мир увлечений».
5. Наш проект, состоит в том, что вместе с семьей мы
не только познаем, осваиваем новое, но и работаем в
одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители
становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»
Центр сюжетно-ролевых игр:
создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Дом», «Магазин». «Больница»
Центр продуктивной деятельности:
Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Конспект НОД в средней группе на тему :
«Семейные ценности и традиции семьи».
Цель:
Формирование у детей правильного представления о семье, о традициях семьи, приобщение к истокам русской культуры.
Задачи:
- Развивать у детей стремление обсуждать, сравнивать, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
- Учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные слова, образовывать прилагательные, согласовывая их с существительными;
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- Формировать представление о прошлом нашей родины;
- Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях;
- Обогащать словарный запас (изба, лапти, туесок, чугун, ухват, половик, сундук);
- Развивать внимание, память, логическое мышление, общей и мелкой моторики;
- Воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным традициям, интерес к обычаям старины, доброжелательность.
Оборудование:
- Оформлен уголок «Русская изба» (самовар, фотоальбомы и т. д.);
- Семейные фотографии, фотографии нашей группы;
- Фетр белого цвета, синтепон окрашен в коричневый цвет, пластиковая вилочка, липучки самоклеющиеся;
- Аудиозапись русских народных песен, мелодий.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов, цикл занятий по темам «Моя семья», «Мое имя», «Семейные традиции», «Убранство русской избы», рассматривание картин с изображением предметов русского быта, чтение русских народных сказок, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, лепка из пластилина калачей, кренделей и т. д.
Ход занятия:
В: - Ребята предлагаю нам встать в круг и взяться за руки. Когда мы подаем руку своему товарищу, то передаем частицу своего тепла. Ребята наш круг, объединил нас с вами в одно целое, в настоящий семейный круг, а если наш круг семейный, то что можно сказать про нас, кто мы? (семья).
Д: - Семья - это дом, семья - это мир, где царит любовь и дружба. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга.
В: - Вы бы хотели рассказать гостям о своих семейных традициях?
Д: - Да. Хотим рассказать…
В: - Тогда усаживаемся поудобнее на стульчики….
Дети рассматривают альбом (семейные фотографии, и рассказывают о своих семейных традициях.
В конце альбома групповое фото.
В: - А почему здесь эта фотография? Детский сад - это тоже семья, наш второй дом, где мы проводим целый день. У нас с вами проходят интересные занятия, игры и мы каждое утро проводим зарядку. Покажем, как?
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой. (хлопаем в ладоши)
Мы во двор выходим дружной семьёй. (маршируем на месте)
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (образуем круг)
Мама руки поднимает- 1-2 (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает – 1-2 (приседания)
Повороты вправо- влево делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты)
А я бегу трусцой и качаю головой. (бег на месте и наклоны головой в стороны)
В: - Ребята! Как называется наша страна?
Д: - Мы живём в России.
В: - А как раньше называлась наша страна?
Д: - Раньше наша страна называлась Русь.
В: - А ещё называли её Русь деревянная, а почему? Потому что давным - давно на Руси люди строили себе жилище только из дерева. Такие дома назывались избами.
1 ребё нок: Я люблю тебя, Русь деревянная,
Ряд неровный бревенчатых изб,
Там, где утро восходит румяное,
И туманы стекаются вниз.
В: - Ребята! Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В: - Посмотрите, а что самое главное в избе?
Д: - Самая главная была в избе печка.
В: - Как вы думаете, почему она была главной в избе?
Д: - В ней и кушать готовили, она и дом согревала, на ней и спали, и одежду сушили, она лечила от болезней.
В: - А ещё в каждой избе был вот этот предмет. Ребята что это?
Д: - Самовар.
В: - Самовар кипятили, угощали гостей чаем с пирогами, калачами. А ещё традицией было лепить пельмени всей семьёй.
Скажите - кто любит пельмени?
А – кто лепил дома пельмени с родителями?
В: Предлагаю вам слепить пельмени, мы же то же семья!
Пальчиковая игра
Ход игры: дети выполняют движения по показу воспитателя.
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (энергично сгибают и разгибают пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать (энергично сгибают и разгибают пальцы)
Папа, мама, брат, сестрёнка (поочерёдно загибают пальцы)
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я
Вот и вся моя семья (энергично сгибают и разгибают пальцы)
В: Кто мне скажет из чего состоит пельмень.
Д: (ответы детей).
В: - Теперь приступаем к работе, у каждого из вас имеется заготовки:
Тесто (кружочек из фетра, фарш (синтепон окрашен в коричневый цвет,
вилочка. Вилочкой берём кусочек фарша и кладём его на средину кружочка (теста). Теперь защипываем края, придавливая пальчиками.
В: - Ой да какие молодцы, какие красивые пельмешки у нас получились.
Ими смело можно угощать гостей.
В: А ещё на Руси малых деток угощали сладостями – петушками на палочке.
Рефлексия
Ребята, понравилось вам наше занятие?
О чем мы вели свами разговор?
Чем понравилось занятие?
На этом наше занятие подошло к концу.
Фотоотчет:
Список литературы:
• Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет - М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016
• Ольга Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий» : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
• Пословицы, поговорки,потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост. Тарабарина Т. И, Елкина Н. В Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
• Интернет ресурсы:
• https://zanimatika.narod.ru/Vospitanie_dobrota.htm
• https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-horosho-ili-ploho-1713669.html
• https://detskiy-sad.com/papka-peredvizhka-esli-rebenok-boitsya-vrachej
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/26/igra-beseda-chto-takoe-horosho-chto-takoe-ploho-dlya-detey