Елена Крылова
Проект по экологии «Сохраним дерево» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект во второй младшей группе
«Сохраним дерево»
Автор : воспитатель Крылова Е. С.
Тема проекта : «Сохраним дерево»
Актуальность. Мы привыкли к тому, что бумага – это обычная вещь в жизни человека, с которой мы сталкиваемся ежедневно, не задумываясь о том, сколько вырубается деревьев для нужд человека. Потребность в бумаге возрастает с каждым днем, а значит, вырубается все больше деревьев. Ежедневно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 гектаров. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес, размером с футбольное поле.
Публикация «Проект по экологии „Сохраним дерево“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Использование вторичного бумажного сырья поможет сохранить не только леса, но и сэкономить экономические и водные ресурсы планеты. Также переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов. Экономия и бережливость начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
По виду: краткосрочный.
Участники проекта : дети группы (3-4 года, воспитатели, родители.
Цель проекта :
Дать представления о необходимости экономного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Привлечь родителей и детей к сбору и сдачи макулатуры.
Задачи проекта :
1. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
2. Воспитывать начала экологической культуры дошкольников.
3. Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность.
4. Дать детям представление о полезных свойствах леса.
5. Собрать и отправить в переработку макулатуру, спасти деревья от вырубки.
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы (3-4 года, родители.
Срок реализации проекта : апрель.
Циклограмма реализации проекта
«Сохраним дерево»
Этапы реализации проекта :
1 этап «Подготовительный»
• Постановка целей, определение задач значимости;
• Подбор методической литературы;
• Составление плана совместной деятельности;
• Подбор наглядного и дидактического материала,
• Организация развивающей среды.
2 этап «Практический»
Беседа о деревьях.
Наблюдения за деревьями на участке во время прогулок в детском саду. Виртуальная экскурсия в лес.
Просмотр видеоролика «Как делают бумагу».
Дидактические игры: «Найди листок», «Найди дерево по описанию», «Отгадай растение», «Собери картинку».
Консультация для родителей на тему «Лес – наше богатство».
Чтение художественной литературы: «По лесным тропинкам» Е. Трутнева.
«Спор деревьев» К. Ушинский; «Откуда стол пришел» С. Маршак.
Проведение акции «Собери макулатуру – сохрани лес».
3 этап «Заключительный»
Экспериментальная деятельность. Опыт с детьми «Изготовление бумаги».
Сдача макулатуры.
Результат проекта
— расширение представлений дошкольников о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов; о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;
— активизация познавательной и исследовательской деятельности детей
— взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности.
Дидактические игры
Найди листочек
Цель игры: учить детей различать листья деревьев, знать, как называются деревья и листья.
Задачи:
• Познакомить детей с деревьями и листьями– рассказать, как они называются, обратить внимание на форму листьев;
• Классифицировать деревья - хвойное или лиственное;
• Формировать представления: деревья – живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, вода, питательная почва;
Ход игры:
1. Воспитатель раскладывает картинки с изображением деревьев и рассказывает о них, обращая внимание детей на листья дерева, которые также имеются на каждой представленной карточке. Затем, раздает детям карточки с изображением листьев от разных деревьев и предлагает найти дерево, с которого упал листик.
2. Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу идут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подошел.
«Найди дерево по описанию».
Цель игры: учить детей по описанию находить деревья.
Задачи: знакомить детей с названием деревьев, внешним видом.
Игровое действие.
Угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве, о котором говорят, что-либо спрятать.
Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель игры: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Ветви только на макушке. (Сосна).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель игры: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Беседа с детьми о разнообразии и пользе деревьев
Воспитатель загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
(Дети отгадывают загадку).
Воспитатель:
- правильно, это дерево. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву. На лиственных деревьях листья распускаются каждый год. Поздней осенью они отмирают и облетают под воздействием сильных ветров и стужи. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
Воспитатель: ребята, назовите лиственные деревья, которые вы знаете.
Дети: лиственные деревья : береза, дуб, осина и т. д.
Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.
Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…
А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.
Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.
Кроме ели и сосны, к хвойным относятся ещё лиственница, пихта, кедр, можжевельник и т. д.
Воспитатель: растут деревья - в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.
У дерева есть : корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
Воспитатель раскладывает картинки с изображением деревьев и предлагает описать деревья.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
Воспитатель: деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Консультация для родителей «Лес – наше богатство»
У страны есть богатства немалые.
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
1. Недостаток научных знаний о природе.
2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
•Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.
Опыт: «Изготовление бумаги»
Цель: изготовление бумаги.
Задачи:
1. Узнать, для чего человек использует бумагу.
2. Изготовить бумагу в условиях ДОУ.
3. Предложить варианты применения полученной бумаги.
1. Бумага в жизни человека.
Бумага (от итал. bambagia - хлопок) – многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетённых между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.
Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Она сопровождает нас и помогает в любом деле.
Человек использует ее в разных отраслях:
- образование (учебники, тетради и т. п. ,
- книгопечатание,
- искусство,
- медицина (бинты, перевязочные материалы, средства гигиены и т. п. ,
- мир бизнеса (штампы, деньги, чеки, письма, марки).
2 Изготовление бумаги
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки не больше, чем 2х2 см и поместить их в миску.
2. Налить в миску воды (лучше теплой).
3. Даём бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
4. Добавляем две ложки крахмала и снова взбиваем миксером.
5. Берём сито, распределяем бумажную массу по поверхности сита так, чтобы вода стекала в миску.
Даём воде стечь обратно в миску.
6. Осторожно переворачиваем сито на лист бумаги, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.
7. Высушиваем с помощью утюга.
Аккуратно удаляем промокательную бумагу.
Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.