Лина Констанкевич
Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»
Содержание проекта :
1. Актуальность проблемы.
1.2 Цель создания проекта в МДОУ
1.3 Задачи создания проекта в МДОУ
1.4 Объект исследования
1.5 Предмет исследования
1.6 Гипотеза
1.7 Участники проекта : педагоги, дети, родители.
1.8
1.9 Сроки реализации
Ожидаемый результат
2. Этапы проекта
Публикация «Проект „Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
2.1 Подготовительный этап
2.2 Реализация проекта
2.3
2.4
2.5 Вывод
Используемая литература
Приложение
I Актуальность проблемы
В современном мире, в котором так много неизвестного, порой и мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку с его пытливым умом, у которого каждую минуту возникает множество вопросов? Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта.
При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:
• - учёт возрастных особенностей детей;
• - системность;
• - доступность.
1.2 Цель создания проекта в МДОУ
Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания с помощью ТРИЗ-технологии.
1.3 Задачи создания проекта в МДОУ
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
• Учить решать простейшие экономические задачи;
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;
• Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике, понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
1. 4 Объект исследования: система экономического образования дошкольников через ТРИЗ-технологию:
• метод проблемных ситуаций; метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.)
• решение математических задач;
• логические игры и упражнения.
1. 5 Предмет исследования: условия эффективности применения методов и приемов ТРИЗ в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.
1. 6 Гипотеза: использование ТРИЗовских методов и приемов для формирования элементарных экономических знаний у детей 5- 7 лет повысит компетенцию старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
1.7 Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Работа с педагогами:
• Семинар практикум «Экономика для взрослых и детей»
• Консультация на тему: «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста»
• Открытый просмотр образовательной деятельности в старшей группе «Семейный бюджет»
Работа с родителями:
• Консультация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
• Папки – передвижки «Экономические понятия»
• Детско – Родительский проект «Магазин моей мечты»
1. 8 Сроки реализации: 3года (1год подготовительный; 2 год
1. 9 Ожидаемые результаты:
1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
II Этапы проекта :
2.1 I этап - подготовительный
На данном этапе предполагается:
• изучение методической литературы;
• создание условий для ознакомления с элементарными экономическими понятиями;
• разработка нормативной документации;
• создание программы Приложение №1;
II этап - реализация проекта
• создание материально – технической базы Приложение №2;
• разработка конспектов занятий, презентации, раздаточный материал;
• занятия по плану МДОУ;
• подборка ТРИЗовских игр на экономическую тему.
На данном этапе так же планируется ведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста, во вторую половину дня по расписанию ДОУ, продолжительность занятий: 1раз в неделю, длительность занятий старшей группы (5 – 6 лет) – 25 минут, в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) – 30 минут.
Так же будет публикация на сайте детского сада комплекса тризовских игр по экономическому воспитанию, демонстрация творческих продуктов педагогов (конспекты занятий) и воспитанников (образовательные проекты, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта.
2. 3 Вывод: использование ТРИЗовских методов и приёмов повышает компетенцию старших дошкольников в экономическом воспитании. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Используемая литература:
1. Детский экономический словарь, Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова; Науч. ред. Т. Л. Попова. М., 1997.
2. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика» : Для детей младшего и среднего школьного возраста. М. ,1992.
6. Сасова И. А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М., 1986.
Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
7. Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 1995.
8. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот-цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М. ,1989.
9. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно – методическое пособие. – СПБ: «Детство - ПРЕСС», 2002.
10. Раизберг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов). М., 1994.
11. Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества : Пер. с англ. М., 1992.
12. Чернер С. Л., Нагумнова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики. М., 1997.
13. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика // Обруч. 1999. № 1.
14. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика : Программа. М., 1996.
15. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,