Алеся Герман
Проект «Сбережем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида
Автор – составитель:
Герман А. М.
2017
Оглавление
1. Актуальность …3
3. Цели и задачи…4
4. Ожидаемые результаты…4
5. Система работы…4
6 Материально-техническая база …5
8. Список используемой литературы…7
Приложения…8-10
Актуальность
Публикация «Проект „Сбережем природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На всем протяжении истории человек был неразрывно связан с окружающей средой. Она защищала его, давала пропитание, кров, лечила многие недуги, радовала глаз, повышая эмоциональное состояние. Однако в настоящее время люди будто забыли о первостепенной важности природы и стремятся подчинить ее себе, хищнически грабят и уродуют её. В Российской Федерации существует несколько районов, объявленных зоной экологического бедствия. Одним из таких районов является Кемеровская область. Вследствие ведения открытых угольных разработок в атмосферу попадает большое количество загрязняющих веществ, пыли и высвободившихся из недр при взрыве радиоактивных веществ, загрязняется вода, меняется естественный ландшафт края. В современных условиях проблема экологии нашего края приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, так как является начальной ступенью общего образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Занятий по экологическому образованию в рамках программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой, реализуемой в детском саду недостаточно, чтобы в полной мере решить данную проблему. Поэтому одной из эффективных форм экологического образования в детском саду является проектный метод, позволяющий интегрировать разные виды деятельности детей: наблюдения, эксперименты, продуктивную и познавательно – исследовательскую деятельность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет познавательно – исследовательская деятельность. В своих исследованиях профессор В. И. Панов определил познавательно – исследовательскую деятельность как «активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию». В соответствии со структурой данной деятельности была выбрана современная образовательная квест – технология. В квесте (англ. quest, или поиск, предмет поисков, поиск приключений) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Использование современной образовательной квест - технологии позволяет изменить образовательный процесс, способствует установлению партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Паспорт проекта
Полное название проекта Сбережем природу
Срок выполнения 1 сентября-1августа
Цель формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами квест– технологии.
Задачи -Создать условия, способствующие развитию экологического мышления у дошкольника.
-Формировать у дошкольников основные экологические представления и понятия о живой и неживой природе.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности по охране природы.
Участники Дети старшего подготовительного возраста, педагоги, родители.
Презентация Творческое самовыражение участников проекта
Ожидаемые результаты Для детей:
-Формирование знаний о живой и неживой природе;
-Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
-Развитие бережного отношения к природе.
Для родителей:
-Чтение рассказов о природе;
- Наблюдение во время походов в лес, на речку за природой;
-Помощь в организации лаборатории «Юный эколог»;
-Проведение акции «Наш любимый детский сад»
Для педагогов:
-Изготовление газеты «Защитники природы»;
-Выпуск буклета «Это интересно знать»;
- Кукольный спектакль «На лесной полянке».
Составитель Герман А. М. -воспитатель
Этапы работы над проектом
Этапы Мероприятия Сроки проведения Ответственные
Подготовительный -Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
-Анкетирование родителей «Как мы бережем природу»;
-Знакомство с технологией квест- игры.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
-Подборка книг, журналов, CD, DVD для работы проекта;
-Рассматривание иллюстраций, картин, пейзажей;
-Разработка сценариев экологического содержания. сентябрь-октябрь Воспитатели, родители
Основной -Рассматривание книги «Наш край Кузбасс»;
-Викторина «Знатоки природы»;
-Беседа «Откуда пришла вода»;
-Просмотр видеофильма «Куда исчезают животные»;
-НОД по познанию «Мой родной край»;
- Социально – коммуникативное развитие
Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки»;
- Речевое развитие
Рассматривание картин с изображением природы. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о природе. Использование пословиц, поговорок о природе, объяснение их смысла;
- Безопасность
Беседы на тему: «Опасный огонь», «Не поджигай сухую траву»,
«Правильно отдыхай в лесу».
- Дидактические игры: «Земля, вода, огонь, воздух», «Что будет, если…», «Угадай растение» (животное, «Я знаю».
- Чтение художественной литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…
Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».обитателях.
-Экскурсии в природу.
-Квест – игра «Запасной планеты у нас нет»
ноябрь-июнь Воспитатели
Заключительный Обобщение материалов проекта, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Подведение итогов работы, выпуск газеты.
июль Воспитатели, родители
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
• Чтение познавательной и художественной литературы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Творческая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Беседы;
• Подвижные игры
Материально-техническая обеспечение
1Лаборатория «Юный эколог»,
2. Приборы-помощники: микроскоп увеличительные стекла, песочные часы, компас, магниты.
3. Сосуды из пластикового материала разного объема и формы, сито, воздушные шары,
4. Природный материал : семена растений, камешки, песок, глина, почва,
5. Различные материалы: дерево, железо, пластмасса, стекло, ткань, бумага, красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель, краски). 6. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки. 7. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 8. Резиновые груши разного размера. 9. Пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки 10. Пластиковые контейнеры, рулетка, линейка. 11. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр. 12. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Используемая литература
1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика. –2007.– № 1.–С. 10–12.– Классификация игр.
2. Апполонова Н. И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!" : [проектная работа с дошкольниками]/ Н. И. Апполонова, Г. Ф. Балатанова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.–С. 63–66.
3. Бобылева Л. Береги природу! : Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание. – 2002.– № 7.–С. 9–17.–(Воспитание и обучение).
4. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5.–С. 47–52.
5. Волкова М. С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников / М. С. Волкова // Педагогические технологии. — 2011. — № 2. - С. 58-63.
6. Деркунская В. А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. — М. : Просвещение, 2012. - С. 108—127.
7. Казаручук Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика. –2008.–№ 2.–С. 19–24.– Классификация дидактических игр; Дидактические игры экологического содержания; Дидактическая игра "Путешествие в мир природы"; Дидактическая игра "Необычное путешествие"; "Скорая помощь".
8. Мотовилова Л. Экологические макеты: Опыт ДОУ 41 г. Балаково//Дошкольное воспитание. –2002.– № 3.–С. 60.–(Из опыта работы).
9. Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С. А. Осяк [и др. ] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.
11. Романова К. А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста//Детство. –2003.–№ 1.–С. 33–34.
12. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М. : Центр «Педагогический поиск», 2006.-160с.
Приложение 1
Квест – игра «Запасной планеты у нас нет»
Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к природе.
Задачи:
- развивать умения действовать в команде, ставить цель, помогать друг другу;
-закреплять знания об окружающем мире природы;
-воспитывать эмоционально-положительного отношение к природе.
Действующие лица:
Губка Боб, Миньоны
Оборудование: план-карта, корзина, пластиковая посуда, ватманы (6 шт., листы А 4 (4 шт., мячи (2 шт., бумага, фломастеры, ножницы, пластиковые бутылки, мешки для мусора, резиновые перчатки и 2 доски, пазлы «Не засоряй природу» и «Не уничтожай леса».
Ход
Воспитатель: Ребята, что за странные звуки у нас за дверью, кто-то к нам идет…
В группу заходят Губка Боб и Миньоны (3 человека)
Воспитатель: Ой, а вы дверью не ошиблись, кто вы? (загораживая детей спиной)
Миньоны: Не бойтесь! Мы не причиним вам вреда. Мы пришли к вам за помощью. Возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в последствие развития цивилизации (загрязнение атмосферы, почвы радиоактивными отходами во всех точках планеты). Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее.
Поэтому, мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Вы согласны нам помочь?
Ответы детей….
Миньоны: Что бы мы были уверены, что вы сможете нам помочь, мы проведём для вас ряд испытаний, которые покажут нам, насколько вы дружны и умеете работать в команде.
Воспитатель: Мы очень дружные. А что конкретно нужно делать?
Губка Боб: Пришло время испытаний, а для этого нам нужно разделиться на две команды и познакомиться с таинственной картой.
Миньоны: Внимание! Послушайте правила, без которых вам с испытаниями ни за что не справиться. Ваша задача пройти 7 станций. На каждой станции нужно выполнить определенные задания, после их выполнения вы получаете часть пазла, которой в конце вам нужно собрать и узнать о том, что от нас хочет природа, чтоб не погибнуть.
Воспитатель: Очень интересно, правда ребята? Как вы думаете справимся? Поможем нашим гостям?
Ответы детей….
Станция 1. «Засоренная планета»
Миньоны:
Бумажки, фантики бросаешь,
Ты планету засоряешь.
Должен помнить ты и я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.
Каждая команда получает по мешку для сбора мусора. На сбор дается 5 минут. Задача игроков - как можно больше бумаги собрать в мешок. (Команда, насобиравшая большее количество бумажного мусора – побеждает и получает часть пазла) .
Воспитатель: Мы справились, что у нас дальше по карте, куда двигаемся дальше, давайте посмотрим в нашу карту
Станция 2. «Викторина»
Воспитатель: Ой ребята, здесь сверток, а в нем вопросы, приготовьтесь давать только правильные ответы.
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
2. Птица гадалка? (Кукушка)
3. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (Смородина)
4. Какое дерево считает по праву символом России? (Береза)
5. Какое растение можно узнать и закрытыми глазами? (крапива)
6. «Инженер-строитель» дома на реке? (бобер)
7. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
8. Сколько ног у паука? (8)
9. Кто собирает грибы спиной? (еж)
10. Какая лесная птица считается самой болтливой? (сорока)
11. В народе этот цветок называют «цветком-солнца»? (подсолнух)
12. Какую птицу считают символом мудрости? (Сову)
13. Какого животного называют санитаром леса? (волк)
14. Кто всегда поет на одной ноге? (комар)
15. Когда еж не колется? (когда родился)
Миньоны и Губка Боб: Как мы удачно к вам попали, вы такие сообразительные! А вот справитесь ли вы со следующим заданием?
Станция 3. «Предупредительные знаки»
Придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать интересы и права животных и растений.
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились, заглянем в карту? Что ждет нас впереди, чтоб нам не заблудиться
Станция 4. «Земля, Вода, Воздух»
(Дети становятся в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из трех слов: «Земля», «Вода», «Воздух». Если водящий сказал «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде и кинуть мяч обратно ведущему. Так и далее. Чья команда получила больше жетонов за правильные ответы, та и получает часть пазла)
Воспитатель: Вот и разомнемся за одно.
Станция 5. «Какое растение пропало?»
Губка Боб: А вот сейчас проверим на сколько вы внимательны и как развита ваша зрительная память
(На столике лежат нарисованные растения. Задача детей запомнить их. Ведущий предлагает закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение пропало. Игра проводится 4-5 раз.)
Станция 6. «Чистая природа»
Миньоны: Хорошо, мы поняли что со зрением все в порядке, значит на этой станции проблем у вас не возникнет.
(Проводится в форме эстафеты. Задача каждого игрока - очистить лесную территорию от посторонних предметов, при этом оставляя на местах естественные продукты природы (грибы, ягоды, цветы).
Станция 7. «Вторая жизнь отходов»
Губка Боб: Ребята, а вы знаете, что мусор может быть и полезным?
Перед ребятами поставлена задача – дать вторую жизнь отходам. Каждой команде из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1–2 вещи.
Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, пластиковые бутылки.
(После прохождения всех станций, команды встречаются в одной аудитории, и каждая из них должна собрать полностью свой пазл, после этого команды, по очереди, произносят «послание от природы», изображенные на пазлах)
Губка Боб: Ребята, вот и подошли к концу наши испытания. Мы хотим поблагодарить вас за участие и сказать, что вы все справились с заданиями и вы большие молодцы! Мы надеемся на то, что каждый из вас будет относиться к природе бережно и уважительно и катастрофы не произойдет.
Миньоны: Мы предлагаем на прощание потанцевать под веселую музыку Флэш-моб
Дети повторяют движения за героями, под любую нарезку песен для детского репертуара.
Воспитатель: Пришла пора прощаться. Давайте пообещаем нашим гостям, чо будем беречь нашу природу и защищать её.
Ответы детей….