Лариса Маврина
Проект в старшей группе «Саратов — частица России»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 40» Октябрьского района г. Саратова
ПРОЕКТ
Тема: «Саратов – частица России»
Сроки реализации: 9 сентября – 30 сентября 2021 г.
Участники проекта :
а) воспитатели: Маврина Л. А.
б) дети 1 старшей группы «Солнышко»
в) родители группы «Солнышко»
Саратов 2021
Название проекта : «Саратов – частица России».
«Любовь к родному краю, родной культуре,
Публикация «Проект в старшей группе „Саратов — частица России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Саратовская область, Саратов
- Старшая группа
- Темочки
родной речи начинается с малого - любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Участники проекта : дети старше й группы «Солнышко», воспитатели, родители воспитанников группы.
Предварительная работа:
формулирование целей и задач;
изучение методической литературы;
создание развивающей среды;
подбор игр и оборудования;
создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
Тип проекта : информационный.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели).
Актуальность:
Патриотизм во все времена в Российском государстве был чертой национального характера.
Но в последние годы всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Так или иначе, но это находит своё отражение на отношении к близким людям, товарищам по группе, в отсутствии сочувствия и сострадания к чужому горю.
Чтобы наиболее детально установить наличие этой проблемы в семьях воспитанников группы «Солнышко», педагогами были разработаны анкеты (для детей и для родителей).
После проведённого анкетирования и анализа ответов, был подтверждё н факт низкого уровня знаний детей о родном городе:
• о его истории,
• о достопримечательностях,
• о многообразии и особенностях архитектурных строений,
• о людях, прославивших Саратов.
Цель:
воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей малой родине (городе Саратове, о своей стране;
формирование у родителей воспитанников желания прививать своим детям патриотические чувства, передавать накопленный опыт.
Задачи:
закрепить понятие «малая Родина»;
сформировать представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта :
Методы:
Наглядные:
наблюдения;
демонстрационный.
Словесные:
рассказ педагогов;
рассказы детей;
чтение художественной литературы.
Игровые:
дидактическая игра;
ролевая игра.
Формы.
Формы взаимодействия с детьми:
непосредственная образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные);
презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
сотворчество детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
к концу реализации проекта
у детей сформируются
знания о государственных символах города Саратова;
более чёткие и конкретные представления о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
знания о названиях улиц города;
представления о людях, прославивших Саратов;
умения видеть красоту и самобытность родного города;
навыки дисциплины и культурного поведения в общественных местах города;
патриотические чувства - гордость за свой город и свою страну.
У родителей появится
желание больше общаться с детьми, передавать им накопленный опыт;
активная жизненная позиция;
осознание ответственности за патриотическое воспитание гражданина РФ.
Этапы работы над проектом
Этапы Задачи Сроки выполнения Способы решения Ответственный за выполнение
1.«Предвари-
тельный» Выявить уровень знаний детей по теме «Что я знаю о своей малой родине – городе Саратове?»
Определить, какое внимание в семьях уделяется патриотическому воспитанию.
Активизировать жизненную позицию родителей воспитанников по данному вопросу.
Подойти к выводу, является ли проблема патриотического воспитания актуальной для данной группы детей. 09.09 – 10.09 Анкетирование
родителей и воспитанников.
Составление плана деятельности по достижению основной цели проекта.
Определение продукта проекта. Воспитатели группы
2.«Основной» Формировать понятие «малая Родина»; разъяснить значение слова «достопримечательности» и
дать представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. 13.09 –24.09 Проведение бесед; просмотр презентаций; рассматривание иллюстраций; разучивание
гимна Саратова; проведение НОД; организация и проведение дидактических и ролевых игр; разучивание стихов о Саратове; продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация по теме проекта (продуктивная деятельность). Воспитатели группы,
3. «Заключитель-
ный» Подвести итоги проведённой работы по теме проекта.
Сравнить результаты входной анкеты с результатами итоговой.
Формировать у родителей воспитанников желание прививать своим детям патриотические чувства, передавать накопленный опыт.
27.09 – 30.09
итоговые беседы;
анкетирование детей;
фотоотчёт, фотовыставка.
Воспитатели группы.
1 этап «Предварительный» (09.09.2021 – 10. 09. 2021) :
мониторинг знаний детей – анкета
анкетирование родителей;
изучение литературы;
подготовка материала.
2 этап «Основная работа над проектом» :
Дата Работа с детьми Работа с родителями Ответственные
13.09.2021 1. Утренняя беседа с детьми о том, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.
2. НОД «Путешествие по Саратову»
3. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
4. Чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине Рассказать родителям о выявленных проблемах, касающихся знаний о малой Родине, а, значит, и в системе патриотического воспитания ребёнка.
Поставить в известность, что в группе начинается проектная деятельность под названием «Саратов – частица России». Воспитатели группы
14.09.2021 1. Просмотр презентации «Саратов. Достопримечательности родного города».
2. Раскрашивание картинок с видами Саратова.
3. Чтение легенд о Саратове
4. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод» Рекомендация для родителей «Куда пойти с ребенком в выходные дни»
15. 09. 2021 1. НОД «Государственные символы города Саратова и Саратовской области»
2. Аппликация «Герб Саратова»
3. Слушание и разучивание гимна города Саратова
4. Рассматривание карты Российской Федерации
16.09.2021 1. НОД Обучение рассказыванию «Город в котором я живу»
2. Чтение стихотворений о родном городе
3. Сюжетно – ролевая игра «Поход в цирк»
4. Подвижные игры народов Поволжья – русская народная игра «Горелки» Папка – передвижка «Азбука патриотизма»
17. 09. 2021 1. Просмотр с детьми презентации «Их именами гордится Саратов»
2. Рисование «Улицы нашего города»
3. Дидактическая игра «Мы – строители города»
4. Подвижные игры народов Поволжья – русская народная игра «Малечена - калечена» Предложить родителям, посетить интересные места Саратова, рассказать о них ребёнка, сделать несколько фотоснимков для стенда.
20.09.2021 1. НОД с просмотром презентации «Саратовские символы. Чем мы гордимся»
2. Дидактическая игра «Собери и назови» (достопримечательности города)
3. Чтение стихотворений о Саратове
4. Подвижные игры народов Поволжья – мордовская народная игра «Раю - раю» Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
21.09.2021 1. Беседа с детьми «Архитектура родного города»
2. Лепка «Саратовский калач»
3. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по городу»
4. Подвижные игры народов Поволжья – татарская народная игра «Продам горшки» Посоветовать родителям, больше рассказывать ребёнку о районе города, в котором он живёт.
22.09.2021 1. НОД «Автобусная экскурсия по паркам Саратова»
2. Дидактическая игра «Саратовская мозаика»
3. Прослушивание песен о Поволжье и городе Саратове
4. Вечер загадок «Кто у нас живет? Что у нас растет?» (загадки о животных и растениях родного края) Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу»
23.09.2021 1. Беседа «Расскажи самое интересное о Саратове»
2. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»
3. Просмотр презентации «Старый Саратов»
4. Рассматривание иллюстраций о Саратове Подготовить совместные семейные творческие работы
На тему «Саратов – частица России».
24.09.2021 1. Рисование «Мост через Волгу»
2. Дидактическая игра «Кто живет в реке?»
3. Подвижные игры народов Поволжья – чувашская народная игра «Хищник и рыбки»
4. Просмотр презентации «Народы Поволжья»
3 этап «Заключительный» :
• подведение итогов работы по проекту;
• фотовыставка «Любимый уголок Саратова»
• создание альбома «Достопримечательности города Саратова»
В заключительную часть проекта также вошло проведение диагностики (в форме анкетирования).
Вопросы анкеты (для детей) :
а) Что нового ты узнал о Саратове?
б) Жизнь каких знаменитых (известных) людей связана с Саратовом?
в) Какие достопримечательности Саратова ты видел не только на фотографиях?
г) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
д) Какие трудности возникали у тебя во время работы над проектом, и как ты их преодолевал?