Елена Покоева
Проект «Самоделкины» по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природные задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любопытность, сообразительность, смекалку, творчество. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому основной задачей проекта является развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Публикация «Проект „Самоделкины“ по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Для успешного развития творческих способностей и был создан проект «Самоделкины» - познавательный, творческий, длительный.
Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время.
Цель:
- развитие личности у ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основано на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми.
Задачи:
- развитие активного интереса к народному прикладному творчеству;
- развивать воображение и творческие способности детей;
- обогащать и расширять художественный опыт;
- развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности, ее результату;
- способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим.
Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта : художественно – эстетический, познавательный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный с ноября по апрель 2013-2014 учебный год.
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей
2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Познавательное развитие
Основные методы и приемы работы:
- основной метод работы с детьми при реализации проекта направлен на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
- частично-поисковый метод - он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти.
- метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений.
- рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем;
- наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;
- чтение художественных произведений,
- разнообразные игры-эксперименты, игры-фантазии
- игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.
Простота и декоративность радует детей, придает занятиям творческую направленность. Коллективная реализация проекта помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.
Содержание
Беседа по теме: «Осень золотая».
Цель: закрепить с детьми характерными признаками осени; природными изменениями.
Д/И «Назови осенние месяца»
Занятие по конструированию с элементами аппликации на тему «Дерево осенью»
Цель: вызвать интерес к созданию коллективного панно.
Пальчиковая гимнастика «Строители»
Занятие по конструированию с использованием рельефной техники на тему: «Лебеди».
Цель: дать представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы.
Д/И «Что эта за птица»
Занятие по конструированию с элементами аппликации по теме: «Лебединое озеро».
познакомить детей с птицами - лебедями, их повадками; где они зимуют.
Физическая минутка «Лебеди»
Занятие по ручному труду с элементами аппликации по теме: «Снегири».
Цель: расширить представление детей о перелетных птицах, снегирях.
Д/И «Какие это птицы»
Занятие по ручному труду на тему: «Кормушка для птиц».
Цель: развивать воображение и творческие способности детей.
Пальчиковая гимнастика «Мастера»
Беседа по теме: «В гостях у Деда Мороза»
Цель: познакомить детей с характерными признаками декабря; природными изменениями.
Д/И «Назови зимние месяца»
Занятие по ручному труду на тему: «В гостях у Деда Мороза»
Цель: познакомить детей с методами складывания бумаги, изготовления подделок из цветной бумаги.
Занятие по ручному труду: «Зимние узоры, снежинки»
Цель: развитие мелкой моторики рук и усовершенствование работы с ножницами.
Пальчиковая гимнастика «Вот под елочкой зеленной»
Занятие по ручному труду с элементами аппликации на тему: «Елочка нарядная в гости к нам пришла»
Цель: содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных материалов.
Д/И «Как называется это дерево»
Беседа: «Февраль- месяц ветров»
Цель: познакомить детей с характерными признаками февраля; народными приметами; природными изменениями.
Д/И «Времена года»
Занятие по ручному труду с элементами аппликации на тему «Зимние шапочки – украшенные орнаментами» :
Цель: содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных материалов.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер»
Беседа: «Защитники Отечества»
Цель: уточнить представления детей о военных профессиях (летчиках, моряках, пограничниках, танкистах) и их назначении.
Д/И «Назови военные профессии»
Занятие по конструированию на тему «Кораблики».
Цель: дать представление детям о видах конструирования с элементами аппликации.
Пальчиковая гимнастика «Капитан»
Беседа: «Здравствуй, матушка весна!»
Цель: расширить представления детей о характерных признаках весны; природными изменениями.
Д/И «Назови весенние месяца»
Занятие по объемной аппликации на тему: «Цветок для мамы- Георгины» (коллективная работа).
Цель: дать представление о таком виде как объемная аппликация в изо деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Аленький цветочек»
Занятие по ручному труду по теме: «Весеннее овечка»
Цель: познакомить детей с приемами и видами объемной аппликации из бумаги.
Д/И «Кто где живет»
Занятие по ручному труду с элементами аппликации «Мышиное царство».
Цель: совершенствовать умение чертить дуги и вырезать по начерченному контуру.
Массаж рук «Мышка»
Беседа: «Насекомые- Стрекоза»
Цель: учить слушать и понимать сказку, объяснения воспитателя. Познакомить детей с фазами развития стрекоз.
Д/И «Когда это бывает»?
Занятие по ручному труду с элементами аппликации: «Стрекоза»
Цель: развивать общую и мелкую моторику, глазомер. Развивать интерес к жизни насекомых.
Физическая минутка «Стрекоза»
Занятие по ручному труду по теме: «Птицы весной».
Цель: расширить представление о птицах, формировать у детей созидательное отношение к животным.
Д/И «Какие это птицы» ?
Занятие по ручному труду с использованием нетрадиционного материала по теме «Цветочная поляна»
Цель: развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям, объемной лепкой.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Ожидаемый результат.
• добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (использование обобщенных способов конструирования);
• при небольшой помощи взрослых труд ребенка результативен; сформированы основы культуры труда – бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места;
• поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывая посильную помощь.
• познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• научатся видеть необычное в обычных предметах
• совершенствовать мелкую моторику рук.
Заключение.
В работе необходимо поддерживать у детей радость открытия, ощущение новизны. При использовании данного проекта важно творчески подойти к ведению занятий с учетом конкретных условий. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, логически построено согласно плану и поставленным целям.
В результате работы ребенок старшей группы : освоил различные способы создания изображения, способы использования материалов и инструментов; аккуратность в создании изображения; стремиться к самовыражению впечатлений, эмоций; любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; создает по собственной инициативе подарки для близких, объекты для игры, предметы украшения, композиции; самостоятельно может определить замысел своей работы, поддерживает замыслы других; адекватно передает отношение цветов, размеров, форм, пропорций, структуру в изобразительной и конструктивной деятельности; использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, последовательно работать над сюжетной аппликацией; планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.
По окончании проекта дети знают :
•правила пользования инструментами и приспособлениями для аппликации; приёмы вырезания деталей;
•правила работы с ножницами и клеем;
•основные характеристики материалов и их применение;
Умеет:
•соблюдать технику безопасности;
•выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги;
•составлять рисунок по эскизу;
•доводить работу до конца.