Ольга Бурякова
Проект «С любовью к Северному краю» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Едемская Л. В., учитель-дефектолог: Бурякова О. Ф.
«Мончегорск – наш общий дом.
Дом, в котором мы живём.
И который мы с тобой малой родиной зовём.
Влюблены мы неспроста в заповедные места,
потому что по – саамски Монча – это красота».
Геннадий Лейбензон
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире по-прежнему остаётся актуальной и сложной. Ведь патриотизм – это высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в дошкольном воспитании и задачи патриотического воспитания решаются педагогами во всех видах детской деятельности.
Публикация «Проект „С любовью к Северному краю“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Во время организованных образовательных ситуаций;
• В играх;
• На целевых прогулках по улицам города;
• На экскурсиях;
• В труде;
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания мы считаем метод проекта, он позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей, п. э. в этом учебном году нами в подготовительной к школе группе был организован проект «С любовью к северному краю». Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать настоящими патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Нами была чётко сформулирована цель проекта, а именно, воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному краю, к родному городу. Для решения цели проекта были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Обогатить знания детей о родном городе с помощью экскурсий,
• Познакомить дошкольников с именами тех, кто основал и прославил город Мончегорск.
• Познакомить с культурой и традициями малочисленных народов Кольского полуострова.
• Закреплять полученные знания о родном городе с помощью дидактических игр.
Развивающие:
• Развивать любознательность, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
• Способствовать обогащению и активизации словаря, развивать связную речь.
• Развивать способность у ребёнка старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родной природе северного края.
2. Воспитание чувства гордости за город, в котором живем.
Всю работу по проекту можно разделить на 3 этапа. Первый этап – подготовительный. На этом этапе мы определили вид проекта, длительность, разработали план, подобрали методическую литературу и, конечно же, что немаловажно, познакомили родителей с проектом и обсудили с ними намеченные мероприятия. Родители очень благосклонно и радушно отнеслись к нашему предложению, даже добавили свои рекомендации в план проекта.
Второй этап включает в себя основную и непосредственную деятельность проекта, п. э. его можно назвать практическим или основным. Что же входило в основной этап? Во-первых, непосредственно организованная деятельность. Дети более подробно знакомились с особенностями родной северной природы, уточняли и обобщали знания о деревьях, растениях, цветах. На специальных коррекционных занятиях дети закрепили свои знания о нашем родном городе Мончегорске, познакомились с гербом города. Особое внимание в нашем проекте уделено проведению экскурсий. Ведь не зря говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Посещение Музея истории города Мончегорска вызвало у детей большой интерес, да не только у детей, но и у взрослых. Ведь многие родители, как оказалось, впервые в жизни посетили музей родного города. В Мончегорске есть интереснейший музей, который всегда посещают все гости нашего города, его мы тоже не оставили в стороне. После экскурсии Музея цветного камня наши «подготовишки» стали собирать все необычные камни, которые встречались на пути и на участке. Впору хоть открывать мини-музей камней в группе. Центральная детская библиотека представила детям книги, которые рассказывают о Мончегорске, о знаменитых людях нашего города, о Кольской металлургической кампании. Дети познакомились со стихами о северном крае. Знакомя детей с Мончегорском, мы уделяли большое внимание достопримечательностям города: а именно, памятникам. Ребята хорошо знают Памятник Первооткрывателю, скульптуру Лося, памятник В. И. Ленину на главной площади города. Особое значение мы уделяем экскурсии к памятнику «Защитникам Заполярья». В этом году в честь 70-летия Великой победы мы обязательно почтим память погибшим в годы Великой отечественной войны. Природа нашего края поражает своим великолепием и необычной красотой. У нас есть на что полюбоваться: огромные леса, богатые грибами и ягодами. Наш детский сад находится в живописном месте, его окружают высокие зелёные сосны и ели. На детской площадке ребятам не бывает скучно. Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в любое время года. Очень часто мы с ребятами любуемся водной гладью озера Комсомольское, которое расположено совсем близко от детского сада. И, конечно же, после всего увиденного наши ребята рисуют. Рисуют любимый город. Рисуют зимующих птиц нашего города. Рисуют природу северного края в разное время года. Хочется сказать, что наш проект не остался в стороне от таких городских акций, как «Сохраним леса Заполярья», «Покормите птиц зимой». Участие в таких мероприятиях воспитывают в детях любовь и бережное отношение к родной природе.
Родители в течение всего проекта были его активными участниками. Они не только принимали участие в совместных экскурсиях, но и выполняли вместе с детьми творческие задания, делились своими фотоотчётами, фоторепортажами. Родители вместе с детьми изготовили несколько альбомов, посвященных родному городу Мончегорску. Участниками проекта были сделаны рукописные книги, которые представлены на Международном конкурсе рукописной книги. Сейчас мы работаем над созданием большого экскурсионного листа г. Мончегорска. На нем будет отображён маршрут, по которому гости Мончегорска смогут познакомиться с достопримечательностями северной жемчужины Заполярья, так часто называют наш городок за Полярным кругом. На третьем заключительном этапе была подготовлена презентация «С любовью к северному краю», которая подробно представляет всю работу по проекту.