Людмила Зайцева
Проект «Русский праздник — душа семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
МА ДОУ «Детский сад № 4»
ПРОЕКТ
«Русский праздник – душа семьи»
Авторы проекта
Зайцева Людмила Николаевна - воспитатель
Овсянникова Екатерина Сергеевна - воспитатель
Цветкова Руслана Александровна- логопед
2019-2020 уч. год
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.»
К. Д. Ушинский
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Публикация «Проект „Русский праздник — душа семьи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д.
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи, создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели и содержания.
Эту задачу позволил решить проект «Русский праздник – душа семьи».
Любой русский праздник – это традиции гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушания и заботы, традиции милосердия и благодарения. В праздники дом преображается, наполняется радостью и любовью. В старину было принято каждый праздник начинать и внутренним преображением, очищением и обязательно совершать дела милости. Через это и воспитывалось молодое поколение. К сожалению, в настоящее время культура русских праздничных традиций ослабевает и утрачивается, требует восстановления и распространения, замещается чужеродными и бессмысленными, поэтому тема проекта «Русский праздник - душа семьи» на сегодняшний день очень актуальна.
«Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Однако начиная приблизительно с середины XIX в. и на протяжении всего XX в. велась работа по собиранию фольклорных и этнографических материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому мы можем через школу, детский сад передать детям богатейший культурный опыт родного народа.
Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел, и др. Традиционные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы.
Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного, образуя «годовой круг праздничных дней»
Согласно народным представлениям, Пасха не случайно приходится на весну, когда вместе с Божьим воскресением воскресает и весь Божий мир, а Богородичные праздники – Успение, Рождество Пресвятой Богородицы и Покров – на осень, когда собран урожай и в природе так ярко проявляется ее материнская, благая, милостивая к людям сущность.
Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей. Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря о самом праздничном действе, приобщиться к радости коллективного сотворчества. В свою очередь, дети могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир.
Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Незаменимый материал для такой педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.»
Кроме того, воспитательная направленность праздника выражается ещё и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка. Народные игры с напевом развивают музыкальные способности, позволяют проявлять артистичность, творческую фантазию, способствуют развитию координации слуха, ритма и гармонии.
Целью проекта «Русский праздник – душа семьи» стало создание условий для духовно-нравственного и речевого развития детей посредством их приобщения к традиционным культурным и праздничным традициям России.
Задачи проекта «Русский праздник – душа семьи» :
• способствовать принятию каждой личностью участников проекта культурно- нравственных ценностей русского народа;
• знакомить дошкольников с историей и традициями праздников России;
• развивать познавательную совместную активность детей и их родителей;
• развивать коммуникативные умения и речевое взаимодействие.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие:
- формирование любознательности;
- развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
-формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Речевое развитие:
-воспитание интереса к устному народному творчеству;
-формирование грамматически правильной устной речи;
-обогащение активного словаря;
-развитие слуха, ритма, координации речи движения.
• Художественно-эстетическое развитие:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
-развитие эмоционального отклика на произведения прикладного искусства.
Степень новизны
Систематизирование работы по данному направлению.
Продолжительность проекта «Русский праздник – душа семьи»
Октябрь 2018 г. – май 2019г.
Участники проекта
• Воспитанники;
• воспитатели группы;
• логопед;
• родители;
Этапы и сроки реализации
I подготовительный
1. Определение темы проекта
2. Составление плана реализации проекта.
II Основной
1. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2. Работа по плану с детьми родителями.
III Завершающий
1. Анализ ожидаемого результата.
Условия реализации проекта «Русский праздник – душа семьи»
Ресурсное обеспечение процесса реализации проекта предполагает сотворчество взрослых. В нашей логопедической группе это стало сотруднечство логопеда, воспитателей и родителей.
Опыт работы в досуговой сфере дополнительного образования детей, наличие высшего коррекционно-педагогического, а также дополнительного духовно-православного образования, обучения по программе «Истоки» позволило спланировать и организовать систему работы с родителями и детьми в соответствии с поставленными задачами проекта.
Нами были подобраны и организованы соответственно теме:
- методические материалы,
- наглядные материалы (иллюстрации, фотографии,
- демонстрационный материал для занятий продуктивной деятельностью,
- презентации,
- видеоматериалы,
- костюмы и реквизит для игр и праздников.
Практическая значимость.
Проект «Русский праздник – душа семьи» может широко использоваться в работе с детьми и их родителями в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, а подобранные в нем материалы могут быть включены в разные формы педагогической работы: консультации и тематические вечера с родителями, досуговые мероприятия, кружковую деятельность и пр.
С целью оценки эффективности проведённой нами работы в конце учебного года было проведено анкетирование родителей и итоговое занятие с детьми по теме.
Итоговое занятие «На завалинке» в форме познавательной игры показало повышение уровня знаний и представлений по теме: дети называют основные праздники, узнают их, по перечисленным признакам, могут назвать традиции, знают некоторые народные игры и песни, владеют такими нравственными категориями как «светлый праздник», добрая забота, надежда, верность родной земле, дружная семья, праведный труд.
В беседе дети обозначили, что им было интересно знакомиться с традициями и историей своей Родины, в том числе праздников. Им очень понравилось активное участие родителей.
В своих ответах 100% опрошенных родителей подтверждают необходимость такой работы и отмечают значимость выбранных форм.
80% из них признались, что ранее не придавали значения и не задумывались о роли праздников в процессе нравственного воспитания своих детей. Многие из них не были знакомы с традициями проведения празднований на Руси, с историей праздников и их духовной составляющей.
100% отмечают, что совместный активный поиск решений и выполнение заданий при подготовке к праздникам, «совместные проживания радостных эмоций» на мероприятиях способствовали сближению и нахождению новых «общих точек соприкосновения» с детьми. В пожеланиях выразили надежду на продолжение работы в данном направлении.
Литература:
1. Баталина О. И. «Праздник круглый год» Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры // Эксперимент и инновации в школе, 2015. № 3
2. Бирюкова Л. А., Корженко О. А., Самсонова Н. Е., Соколова А. А. Методика проведения традиционных праздников и народных игр в учреждениях системы образования: Учебное пособие / сост. Бирюкова Л. А., Корженко О. А., Самсонова Н. Е., Соколова А. А. – СПб. : ДТДиМ Колпинского района СанктПетербурга, 2018. – 157 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества и методического обеспечения» (образовательные программы и методические материалы)/ Под общей редакцией Гальцовой Н. В., Гусевой О. В. Череповец, ЧГУ, 2014
4. Губина Е. А., Н. С. Кудряшова, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю. Твардовская «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»» Истоковедение. Том 5. – М. : Издательский дом «Истоки», 2009
5. Киркос Р. Ю. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Статсъ», 2005.
6. Лурье Л. И. Воспитывать — значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях. // Образование и наука. 2014. № 10; С. 131–143.
7. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. 1994
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
9. Скоробогатько Н. В. Русская православная культура, Москва, 2006
10. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Г. В Емельянова и др. ; Под общей ред. Е. И. Якубовской, – СПб. : СПбАППО, 2005. – 288 с. : ил, 15ВМ 5-7434-0267-1
11. Шабалкина Н. П. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания дошкольников. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4; С. 6–10