Светлана Трусова
Проект «Русские чудо-валенки» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русские чудо-валенки».
Тип проекта :
познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой
Руководитель проекта :
воспитатель высшей квалификационной категории
Трусова Светлана Львовна
Участники проекта :
-дети и родители старшей группы,
воспитатели
Сроки реализации проекта : март 2023г
Публикация «Проект „Русские чудо-валенки“ для старшей группы» размещена в разделах
Цель проекта : приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.
Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта :
• развивать интерес детей к народному быту;
• познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок и процессом их изготовления;
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательно- творческой деятельности.
• Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам, желание получать новые знания.
• Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Актуальность проекта :
Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми. Реализация проекта «Русские чудо-валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности, передать ребёнку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта :
Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.
НОД по изобразительной деятельности ( украшение макета валенка : рисование, аппликация.
Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.
Виды деятельности:
игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование, музыкальная, двигательная.
Этапы реализации проекта :
1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.
2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
Перспективное планирование по проекту :
Образовательные области, виды совместной деятельности взрослых и детей.
Социально-коммуникативное развитие: рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на Ивановской земле катают валенки?» Познавательная беседа с детьми:
«Валенки в истории событий Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оформление альбома «Как рождаются валенки»
Составление детьми рассказов: «Как мы играем на прогулке», «Валенки, да валенки, эх, да не подшиты стареньки…».
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Скажи наоборот».
Упражнение: «Подскажи словечко».
Познавательное развитие: тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
Рассматривание разных видов валенок.
Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.
Оформление альбома «Русский валенок».
Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?» Рассказ о профессии валяльщик. Экспериментальная деятельность:
познакомить, что материал состоит из ворсинок,
валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод,
валенки пропускают воду;
показать, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
Речевое развитие: Отгадывание загадок про валенки.
Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
С. Гришунин «Дедушкины валенки»,
В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
«Валенок-бываленок»
Художественно-эстетическое развитие : нод по изодеятельности :
Аппликация «Валенки для Петрушки»;
Декоративное рисование «Украшение валенка».
Лепка: пластилинография «Чудо-валенки» ( украшение различными материалами: камушки, бусины, семена)
Разучивание частушек про валенки;
Разучивание танца с валенками.
Поделка «Чудо-валенки», рисунки и другие творческие работы родителей и детей.
Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
Хороводная игра «Зимушка – зима», песня «Саночки», муз. Филиппенко.
Танец «Валенки» русская народная мелодия.
Физическое развитие: подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались», «Хоккей валенком», «Богатыри», «Прыжки через скакалку в валенках», беседа «Лечебные свойства шерсти для здоровья человека».
Работа с родителями: беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком. Родительское собрание
«Жизнь и быт русского народа. Символы России»
Выставка образцов валенок разных лет.
Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.
Чтение художественной литературы.
Оценка результативности работы над проектом.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода способствовали глубже почувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.