Варвара Давыдкова
Проект «Русская природа в декоративной росписи: гжель и хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, работа с родителями.
Актуальность.
Публикация «Проект „Русская природа в декоративной росписи: гжель и хохлома“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Гжель. Рисование
- Проекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Цель: Формирование и развитие у детей познавательного интереса и
художественных способностей посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
. Образовательные:
1. Уточнить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
2. Расширить представления детей о происхождении народных росписей гжель и хохлома, познакомить с их характерными особенностями;
3. Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения.
. Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес к народным росписям;
2. Развивать навыки художественного творчества детей при лепке, аппликации и росписи;
3. Развивать умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
4. Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности;
5. Развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр и художественных произведений.
. Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству;
2. Воспитывать любовь к Родине и гордость за свой народ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Дети познакомятся с народными росписями: гжель и хохлома.
2. Научатся различать и называть: гжель и хохлома.
3. Научатся создавать эти виды росписей в своей творческой деятельности.
4. У детей появится умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность в творчестве.
5. Будет организована выставка изделий народного промысла, а так же творческих работ детей по теме проекта.
6. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта.
. Подготовительный этап.
1. Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
2. Разработка конспектов.
3. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
. Основной этап (практический).
Содержание работы в процессе реализации проекта
1. Беседы: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «О труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства», «Золотая Хохлома», «Гжель» (расширить представления о росписях, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.)
2. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах .
3. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
4. Д/и: «Узнай узор», «Русские узоры», «Назови правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор». (Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей.)
5. Подвижные и хороводные народные игры: «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек», «Гуси-Лебеди».
6. Сюжетно - ролевые игры: «Мастерская народных умельцев», «Ярмарка». (Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях; формировать новые интересы и способности детей; обогащать словарь. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желание своих товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.)
7. Познавательное развитие:
- НОД по познавательному развитию на тему: Гжель и Хохлома.
- Опыты-сравнения деревянных, фарфоровых изделий.
8. Творческая деятельность:
- Раскраски: хохломской и гжельской росписи.
- Расписывание плоскостных силуэтов элементами хохломской и гжельской росписи (блюдце - гжель, миска-хохлома).
- Лепка (поднос для кукол - гжель, панно (пластелинография) - хохлома)
- Аппликация (чашка-гжель, доска разделочная - хохлома).
9. Работа с родителями:
- Подготовка информационного лепбука для родителей «Народные промыслы России. Гжель и Хохлома».
- Привлечение родителей к лепке снежных фигур матрёшек.
10. Совместная работа родителей с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, презентаций по интернет – ресурсам на тему «Народные росписи: гжель и хохлома».
Заключительный этап.
1. Организация выставки творческих работ детей по теме проекта.
2. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с темой проекта.
Результаты реализации проекта:
- Дети знают историю возникновения росписей.
- Знают, различают и называют росписи: гжель и хохлома.
- Лепят, рисуют по мотивам народных росписей.
- У детей появилось желание в самостоятельной творческой деятельности использовать элементы росписей.
- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, демонстрационными материалами.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в создании снежных фигур на тему народного творчества.
- Организована выставка народного творчества, а также творческих работ детей по теме проекта.
- Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для творческой деятельности детей.