Елена Иордан
Проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская Матрёшка»
Вид проекта : групповой
Тип проекта : творческий
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный
Актуальность: Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Публикация «Проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Результат проекта :
- Оформление альбома «История матрешки».
- Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
- Выставка «Семейная матрешка».
- Досуг с детьми «Русский сувенир».
- Презентация для детей «История матрешки».
Работа с родителями:
- Выставка «Семейная матрешка»;
- консультаций "История русского сувенира - Матрешки","Как играть с матрёшкой"
- создание сборника стихов, загадок, частушек;
- Создание альбома «Истории матрёшки»
Работа с музыкальным руководителем:
- выбор ведущих для праздника;
- выбор музыкального сопровождения, песен, танцев.
Используемые в проекте виды деятельности :
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная;
- музыкально- художественная;
- чтение художественной литературы.
Ресурсное обеспечение (предметно-развивающая среда) :
- дидактические игры
• «Собери матрешку».
• «Построй ряд с закрытыми глазами».
• «Эти удивительные узоры»,»Народные промыслы»
- тематический альбом «История матрешки»;
- создание предметно-развивающей среды сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички», «Магазин игрушек», «Матрешка встречает гостей», «Новоселье у Матрешки».
Содержание проекта
Этапы
Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Деятельностный
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа: «Матрешка- национальное культурное наследие России».
2. ООД: «Откуда появилась матрешка?».
3. ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
4. ООД «Матрёшка – как символ семьи».
5. ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
1. Рассматривание изображений разных матрешек
2. Чтение стихов и загадок о кукле.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность
Рисование.
Тема: «Красавицы-подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
Тема: «Детская авторская матрёшка.»
Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание тематического альбома «Матрешка» ;
- раскрашивание раскрасок ;
- сюжетно - ролевые игры «Куколки-сестрички», «Магазин игрушек», «Матрешка встречает гостей», «Новоселье у Матрешки».-пальчиковые игры
3. Завершающий
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта :
1. Оформление методических пособий для педагогов.
2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
3. Выставка: «Семейная матрешка».
4. Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.