Тамара Москвина
Проект «Русская береза» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Доволенский детский сад №3
Проект
«Русская береза»
Вторая младшая группа
Характеристика проекта :
Тип проекта : познавательно - информационный, игровой.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь – октябрь 2023).
Режим работы: во время и вне занятий.
Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, вторая младшая группа.
Публикация «Проект „Русская береза“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Участники проекта : воспитатели Москвина Т. А., Бондарева Н. Н., дети, родители.
Возраст детей: 3 года.
Актуальность проекта :
Берёза – это один из символов нашей страны. Поэтому данный проект будет способствовать приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, а также формировать представления детей об окружающем мире и желание заботится о природе.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Важное, значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Цель проекта :
Формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.
Задачи проекта :
Образовательные
Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
Формировать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
Формировать эмоциональные восприятие образа русской березы, средствами разных видов искусства.
Расширить и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений об окружающем мире.
Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Развивающие
Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные
Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, дружеские взаимоотношения, умение слушать друг друга, активность, самостоятельность.
Предполагаемые результаты проекта.
Для детей:
Повышение уровня экологической культуры у детей. Приобретение знаний о березе.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие художественной деятельности детей в ходе проведения проекта «Русская береза».
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования представлений у детей об окружающем мире.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе, с родителями.
Методы
Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• сравнение;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических проблем.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
• игровые;
• сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
• индивидуальная беседа,
• сравнительный анализ,
• оценка,
• разъяснение,
• совместный поиск выхода из ситуации,
• обсуждение способа действия.
Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, процесс осуществляется в ходе проекта различными
методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Использование средств: разнообразные наглядные материалы.
Форма реализации проекта :
- рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций;
- беседы, чтение художественной литературы;
- игры (подвижные, дидактические игры);
-продуктивная деятельность…
- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
- целевые прогулки;
- труд на участке ДОУ;
- работа с родителями.
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: игры по теме «Береза», материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, литература, тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, атрибуты для театрализации.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Расширять представления детей об окружающем мире.
Речевое развитие
Продолжать работу над развитием связной и диалогической речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Чтение рассказов, беседы.
Художественно - эстетическое развитие
Формирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Формировать навыки аккуратной работы.
Социально - коммуникативное развитие
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
Физическое развитие
Развивать мелкую и крупную моторику.
Мероприятия:
Развитие речи: Беседа «Береза – символ России».
Беседа «Что я знаю о берёзке».
Беседа «Родное дерево».
Беседа «Какую пользу приносят деревья?»
Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Речевое упражнение «Скажи о берёзке всё, что ты знаешь».
«Подбери слово» (к слову березовый, «Какая береза?» (подбор прилагательных).
Рассматривание репродукций картин О. Калашниковой «Весенние березы»,
А. Пластова «Березы»,
И. Грабаря «Февральская лазурь»,
В. Поленова «Золотая осень», Куинджи «Березовая роща».
Познавательное развитие: Рассматривание альбомов «Берёза прекрасна во все времена года», «Репродукции картин о берёзе».
Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей».
Беседа «Почему нужно беречь березки?».
Целевая прогулка к березке.
НОД «Праздник «Русской берёзки».
Рассматривание репродукций картин:
И. Шишкин «Берёзовая роща».
И. Левитан «Берёзы», «Золотая осень», «Берёзовая роща».
А. Куинджи «Берёзовая роща»…
Рисование: НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Люблю березку русскую».
Аппликация: НОД «Белоствольная красавица» (аппликация).
Коллаж «Русская березка» (сухие листья).
Лепка: «Русская красавица».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков».
«Кто быстрее найдет берёзку».
«Раз, два, три, к березке беги!»
«Кто быстрее пробежит вокруг березы?».
Народные игры «Печка и дрова».
Дидактические игры:
«Бусы для берёзы».
«Найди листок березы».
«С кем дружит береза?».
«Что сначала, что потом?».
«Для чего это нужно?»
«Найди лишнее».
«Подбери листочек к дереву».
«Из чего это сделано?»
«Найди пару».
«Собери целое дерево».
«Чего не хватает».
лото «Деревья».
«Разрезные картинки».
Словесные игры: «Закончи фразу».
«Что сделано из берёзы?».
Сюжетно-ролевая игра: «Едем в лес».
Театрализованная деятельность: «Как коза избушку построила».
Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать…».
«Ветер по лесу летал…».
«Деревья».
«Дерево».
«Собираем листики».
«Сосны, ели, дубы, березы…».
«Всем в лесу на удивленье».
Физминутки: «Мы березку посадили».
«Березка в белом сарафане».
«Мы попали в странный лес».
«Березонька».
Хороводы: «У березки, у ворот водят детки хоровод» (выполнять движения под музыку).
«Во поле береза стояла» (хоровод с пением).
Слушание музыки: «Во поле береза стояла».
«Ах, ты береза».
Чтение художественной литературы:
Л. И. Горошкина «Берёзка».
В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…».
Л. М. Смирнова «Берёзка голову склоня…», «Песнь о берёзе».
Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном».
П. Воронько «Береза».
С. Есенин «Белая береза».
К. Паустовский «Подарок».
И. Токмакова «Берёза».
А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
В. Бианки «Волшебная берёза».
И. Соколов-Микитов «Берёза».
И. Чупрова «К березке».
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Загадки, пословицы.
Заучивание: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
Работа с родителями: - Консультация «На прогулке и дома расскажите детям про берёзу»
- Консультация «Как научить малышей беречь природу».
- Консультация «Природа в жизни вашей семьи».
- Папка – раскладушка «Русская береза».
- Выставка поделок совместно с детьми «Моя берёзка».
- Создание альбома «Береза прекрасна во все времена года».
- Создание альбома «Сборник произведений о березе».
- Создание РППС совместно с родителями.
- Фотовыставка «Люблю березку русскую».
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный:
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (книги, интернет).
3. Беседа с детьми о том, что они знают о березе.
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме, сбор информации по теме «Берёза»; иллюстраций, загадок, стихов, пальчиковых и дидактических игр, а также настольно-печатных и подвижных игр.
- Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.
- Прогнозирование ожидаемых результатов.
2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
3. Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений о березе, наблюдения в природе.
С родителями (законными представителями) воспитанников (участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т. д.).
Деятельность по осуществлению проекта.
Сроки проведения Совместная и самостоятельная деятельность Работа с родителями
18.09.23.
Понедельник Беседа «Родное дерево».
Целевая прогулка к березке.
Подвижная игра «Кто больше соберет берёзовых листочков».
Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
Анкетирование родителей.
19.09.23.
Вторник
Дидактические игры.
«Во поле береза стояла» (хоровод с пением).
Чтение художественной литературы.
Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
Индивидуальные беседы по проекту.
Анкетирование родителей.
20.09.23.
Среда Рассматривание альбома «Берёза прекрасна во все времена года». Индивидуальные беседы по проекту.
21.09.23.
Четверг
Целевая прогулка к березке.
Пальчиковые игры.
Чтение художественной литературы.
Индивидуальные беседы по проекту.
22.09.23.
Пятница
Беседа «Что я знаю о берёзке».
НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Люблю березку русскую». Предложить помочь в создании РППС (принести иллюстрации и книги о березе).
25.09.23.
Понедельник
Дидактические игры.
Слушание музыки. Консультация «Природа в жизни вашей семьи».
26.09.23.
Вторник Подвижная игра «Кто быстрее найдет берёзку».
Чтение художественной литературы. Выставка работ по ИЗО.
27.09.23.
Среда Беседа «Какую пользу приносят деревья».
Дидактические игры.
«У березки, у ворот водят детки хоровод» (выполнять движения под музыку). Создание альбома «Береза прекрасна во все времена года».
28.09.23.
Четверг Сюжетно-ролевая игра «Едем в лес».
Физминутки. Создание альбома «Сборник произведений о березе».
29.09.23.
Пятница Целевая прогулка к березке.
НОД «Белоствольная красавица» (аппликация).
Консультация «На прогулке и дома расскажите детям про берёзу».
2.10.23.
Понедельник Пальчиковые игры.
Чтение художественной литературы. Предложить помочь в создании РППС.
Выставка работ по ИЗО.
3.10.23.
Вторник Беседа «Береза – символ России».
Словесные игры.
Физминутки. Совместное творчество
«Моя берёзка».
4.10.23.
Среда
НОД «Праздник «Русской берёзки».
Подвижная игра «Раз, два, три, к березке беги!»
Слушание музыки. Предложить помочь в создании РППС.
Выставка работ по ИЗО.
5.10.23.
Четверг Рассматривание альбома «Берёза прекрасна во все времена года».
Дидактические игры. Папка – раскладушка «Русская береза».
6.10.23.
Пятница Беседа «Почему нужно беречь березки?».
Коллаж «Русская березка» (сухие листья).
Предложить помочь в создании РППС.
9.10.23.
Понедельник Целевая прогулка к березке.
Пальчиковые игры.
Чтение художественной литературы.
Создание альбома «Сборник произведений о березе».
10.10.23.
Вторник Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку». Выставка работ по ИЗО.
11.10.23.
Среда Подвижная игра Кто быстрее пробежит вокруг березы?».
Народные игры «Печка и дрова». Фотовыставка «Люблю березку русскую».
12.10.23.
Четверг Рассматривание репродукций картин.
Дидактические игры.
Физминутки. Консультация «Как научить малышей беречь природу».
13.10.23.
Пятница Пальчиковые игры.
Театрализованная деятельность «Как коза избушку построила». Фотовыставка.
16.10.23.
Понедельник Чтение художественной литературы.
Лепка «Русская красавица». Стенд «Русская красавица береза».
17.10.23.
Вторник Целевая прогулка к березке.
Словесные игры. Рекомендовать наблюдать в природе березу.
Выставка работ по ИЗО.
18.10.23.
Среда Чтение художественной литературы.
Пальчиковые игры.
Фотоотчет на вацап по проекту.
19.10.23.
Четверг Дидактические игры.
Чтение художественной литературы. Создание альбома «Береза прекрасна во все времена года».
201.10.23.
Пятница ДОСУГ «Я люблю березку белую».
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о березе.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Презентация проекта.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Выставка работ по изо – деятельности.
2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т. д. (совместно с родителями).
3. Картотека игр по теме «Русская береза».
4. Создание альбома «Репродукции картин о березе», «Береза прекрасна во все времена года» (совместно с родителями).
Презентация проекта :
Выставка детских работ.
Досуг «Я люблю березку белую».
Работа с родителями.
Консультации, участие в создании РППС (см. план).
Выставка совместного детско-родительского творчества «Моя березка».
Фотовыставка «Люблю березку русскую».
Фотоотчет.