Нина Левенкова
Проект «Россия — Родина моя» по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 21
___
Приказ №
от «___» ___2021г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Педагогический проект
«Россия – Родина моя»
Сфера реализации проекта : воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей подготовительной к школе логопедической группы.
Автор проекта :
1. Левенкова Н. В.
База проекта :
Публикация «Проект „Россия — Родина моя“ по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
• обучающиеся подготовительной к школе логопедической группы;
• воспитатели группы;
• родители обучающихся.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2021 г. – май 2022г.
г. Шарыпово, 2021
Актуальность.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ в декабре 2015 года, № 1493
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее». Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Гипотеза
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа.
Цель: воспитание у детей любви и уважения к многонациональной Родине – России.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи:
• Воспитывать чувство любви к своей семье, детскому саду, городу, к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им
• Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
• Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
• Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
• Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
• Формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• Развивать инициативу, творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа, формировать бережное отношение к историческому наследию нашей Родины.
2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
3. Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
«Речевое развитие»
Задачи:
1. Формировать связную речь детей, через рассматривание, сравнение, описание используемых для работы по проекту материалов.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение последовательно излагать свои мысли.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Расширять знания о малой родине, своем городе;
прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
2. Формировать у детей чувство любви к России на основе приобщения к природе, культуре и традициям;
3. Формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
4. Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
5. Формировать основы национального и гражданского самосознания, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами России.
«Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:
1. Знакомить детей с бытом, культурой народов России, других народов
2. Учить передавать элементы народного орнамента в своем творчестве.
3. Обогащать и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.
«Физическое развитие» (Здоровье).
Задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры (развитие двигательной активности детей через разучивание народных подвижных и хороводных игр).
2. Формировать привычные представления о здоровом образе жизни.
Виды детской деятельности:
Познавательно - исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, игровая, конструирование, рисование, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Тип: познавательный, социально - коммуникативный
Продолжительность: долгосрочный проект.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• знают свою нацию, язык, традиции, испытывают гордость за свою семью, город, родной край, страну, свой народ и его достижения;
• знают и называют достопримечательности малой родины, нескольких крупных городов Р. Ф., показывают их на карте России;
• рассказывают о народном промысле и отражают его элементы в свое творчестве.
• знают символику России, государственные праздники, столицу нашей Родины – Москву;
• различают представителей других национальностей, населяющих малую Родину, страну (уважают их культуру и традиции);
• организовывают хороводные и подвижные игры как русские народные, так и народов других национальностей.
• знают русские народные и государственные праздники России.
• любуются природой, флорой и фауной, бережно относятся к ней;
Для родителей :
• оказывают посильную помощь в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды, совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок. Для педагогов:
• Повышают уровень педагогического мастерства.
Этапы работы над проектом :
I Подготовительный
• определение целей и задач проекта;
• составление плана совместной деятельности с детьми и родителями;
• подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
• создание и пополнение предметно - развивающей среды;
• подбор материала для бесед и консультаций с родителями;
• оформление родительского уголка материалами по теме.
II Практический
Работа с детьми:
• чтение художественной литературы разных народов России; рассказывание по картинам;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций;
• проведение цикла тематических занятий и бесед;
• исследовательская деятельность в развивающем центре;
• разучивание песен, стихов о Родине, России;
• прослушивание музыкальных произведений разных народов России;
• инсценировка отрывков из сказок;
• разучивание подвижных игр народов России;
• художественное творчество в центре изобразительной деятельности;
Работа с родителями :
• беседы и консультации;
• участие в конкурсах, выставках и презентациях группы и ДОУ;
• помощь в подготовке праздников и развлечений.
III. Заключительный
• праздничный концерт «Мы дети твои, Россия» совместно с родителями;
• выставки продуктов детской деятельности;
• творческие работы, презентации, сделанные семьями детей;
• презентация проекта для педагогического сообщества;
• размещение накопительного материала по проекту на сайте ДОУ.
Продукт для детей.
Создание картотек:
1. «Стихи о России».
2. «Русские народные игры».
3. «Пословицы и поговорки».
Создание фотоальбомов:
1. Прошлое и настоящее города Шарыпово»
2. «Боевая техника России».
3. «Костюмы народов России».
4. «Города - герои России».
Выставки детских работ:
1. «Русское народное творчество».
2. Изготовление поделок, поздравительных открыток ко «Дню Победы» - «Горжусь тобою, Русь!»
Продукт для педагогов.
• Презентация проекта «Россия – Родина моя»
• Размещение накопительного материала по проекту на сайте ДОУ.
Продукт для родителей.
• Помощь в подборе материала по проекту.
• Консультации: «Проектная деятельность в детском саду», «Роль родителей в формировании патриотических чувств детей», «Какие русские народные сказки читать детям?», «Ребёнок и его Родина».
• Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
• Совместное с детьми чтение книг о России.
• Совместное с детьми участие в изготовлении поделок к выставкам и презентациям.
• Праздничный концерт совместно с родителями - «Мы дети твои, Россия».
План взаимодействия с родителями подготовительной к школе логопедической группы «Буратино»
по проекту «Россия – Родина моя»
№ Формы работы Сроки
1 Знакомство родителей с проектом «Россия – Родина моя» через информацию в «Уголке для родителей»
Участие в осенней выставке поделок в ДОУ. Сентябрь
2 Помощь в подборе материала по проекту.
Консультация «Проектная деятельность в детском саду» Октябрь
3 Консультация «Ребенок и его Родина» Ноябрь
4 Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Изготовление карнавальных костюмов для детей к Новогоднему празднику. Декабрь
5 Совместное с детьми изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр. Январь
6 Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?» Февраль
7 • Оказание помощи в проведении утренника «Международный женский день 8 Марта». Март
8 • Совместное участие родителей и детей в праздничном концерте «Мы дети твои, Россия» Апрель
9 Изготовление поделок и поздравительных открыток для ветеранов ВОВ ко «Дню ПОБЕДЫ» - «Горжусь тобою, Русь!»
Подведение итогов реализации проекта в форме отчета на родительском собрании Май
План работы с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Буратино» по проекту «Россия – Родина моя»
№ Формы работы Сроки
1 1. Беседа «Наша Родина - Россия».
2. Беседа «Москва-столица России».
3. Чтение стихотворения Александровой "Родина".
4. Демонстрация видео - фильма "Главный город нашей страны".
5. Чтение главы из книги Б. Житкова "Что я видел".
6. Участие в выставке осенних поделок.
Сентябрь
2 1. Беседа "Природа России».
2. Рассматривание иллюстраций "Природа средней полосы России".
3. Чтение Т. А. Шорыгиной "Две березы".
4. Просмотр слайд – презентации «Березы России»
5. Рисование "Белоствольная береза".
6. Сюжетно – ролевая игра «Веселое путешествие по России»
7. Пальчиковая гимнастика «Семья»
8. Экскурсия в музей г. Шарыпово Октябрь
3 Беседа «Помогите природе».
• Беседа «Правила поведения в природе».
Беседа «Помогите природе».
• Беседа «Правила поведения в природе».
1. Беседа «Я живу в Шарыпово».
2. Рассматривание альбома – «Окрестности Шарыповского района»
3. Знакомство с городецкой росписью. Приемы выполнения элементов цветочного узора в городецкой росписи.
4. Чтение татарской народной сказки "Три сестры".
5. Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование "Нарядная барышня".
6. Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о труде
7. Просмотр видео – фильма "Царевна - лягушка". Ноябрь
4 1. Беседа "Нас много на земном шаре".
2. Познавательная беседа "Новогодние традиции".
3. Рисование "Русский национальный костюм".
4.«Золотая хохлома»- знакомство с хохломской росписью
4. Просмотр видеофильма "Голубые реки России. "
5. Чтение сказки "Ёлка" В. Сутеев.
6. Новый год у ворот. Декабрь
5 1. Беседа. "Народные праздники на Руси".
2. Лепка сказочного образа Снегурочки.
3. Рисование – «Северное сияние»
4. Просмотр видео – фильма "Лисичка сестричка и серый волк".
5. Дидактическая игра «Чей костюм?»
6. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя»
7. Викторина «Из какой сказки герой?
8. Сюжетно – ролевая игра «Дом моды» Январь
6 1. Познавательная беседа "Наша армия".
2. Русское народно - прикладное искусство. Русская матрешка.
3. Чтение русской народной сказки "Сивка-бурка" 4. Чтение удмуртской сказки «Как собака друга искала»
5. Рассматривание иллюстраций "Русские богатыри".
6. Спортивный праздник «Богатырские потешки» Февраль
7 1. Беседа «Народные праздники на Руси»
2. Чтение сказки П. Ершова "Конек-горбунок".
3. Знакомство с искусством гжельской росписи – «Гжельские узоры»
4. Разучивание стихотворений и песен к маминому празднику.
5. Просмотр слайд – презентации «Наряды народов России» Март
8 1. Знакомство с Государственной символикой России.
2. Ситуативные беседы «Если ты один во всей России», «Если на Россию напали враги», «Если встретились русский, татарин, башкир».
3. Рассказывание русской народной сказки "Хаврошечка"
4. Просмотр видео – фильма «Как собака друга искала» чукотская сказка.
5. Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)».
6. Совместное участие родителей и детей в праздничном концерте «Мы дети твои, Россия» Апрель
9 1. Беседа «День Победы».
2. Изготовление поделок и поздравительных открыток для ветеранов ВОВ ко «Дню Победы» - «Горжусь тобою, Русь!»
3. Презентация слайдов «Города - герои России»
4. Чтение русской народной сказки "Колосок".
5. Выставка детских работ «Русское народное творчество Май
Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Сказки народов России и иллюстрации к ним.
• Глобус и карта России.
• Альбомы «Моя Россия», «Костюмы народов России», «Природа России», «Москва – столица нашей Родины».
• Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
• Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России».
• Дидактические картинки: «Государственные символы России».
• «Животные России», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Растения России», «Национальные костюмы народов России».
• Раскраски «Народы России».
• Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты.
Развивающая предметно - пространственная среда группы.
• «Центр игровой деятельности»;
• «Центр речевого развития «Учимся, играя»;
• «Музыкальный центр;
• «Центр детского творчества»;
• «Центр сенсорного развития»;
• «Центр природы»;
• «Центр строительных и конструктивных игр»;
• «Центр театрализации и ряженья»;
• «Центр «Мир книги»;
• «Центр патриотического воспитания».
Обеспечение проектной деятельности :
Нормативно-правовое:
• Закон об образовании (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
• Федеральный Государственный образовательный стандарт (приказ № 1155 от 17.10.2013г.)
• СанПин (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013)
• Примерный перечень игрового оборудования для обеспечения учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений. (приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151)
Методическое:
• Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
• Николаева С. Р., Ермеева М. В. Использование народного календаря.
• Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу.
• Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.
• Зеленова Н. Г. Мы живем в России (подготовительная группа).
• Шорыгина Т. А. Знакомство с окружающим миром.
Материально-техническое:
Мультимедийные фильмы и видеотека сказок:
• «По дорогам сказок»;
• «Как собака друга искала»- народы севера;
• «Кит и олень» - чукчи;
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка;
• «Гуси-лебеди» - русская народная сказка,
• «Заяц слуга» - татарская сказка.
Видеотека «Мы живем в России» :
• «Шарыпово – столица КАТЭКа».
• Я расскажу вам о России.
• Как жили на Руси.
• Леса России
• Наша страна Россия.
• Государственные символы России
Магнитофон.
Телевизор.
Диагностико - дидактическое обеспечение:
• Дидактические игры.
• Карта наблюдений.
Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)
Фамилия, имя ребенка___
Дата наблюдения___
Педагог___
Показатели развития сентябрь май
1 Знает название своей страны и ее столицы
2
Знает 5 и более р. н. с.
3 Знает русских былинных богатырей
4 Определяет русские народные промыслы: дымковская игрушка, хохлома, гжель, филимоновская игрушка, жостовские подносы.
5 Знает климатические зоны России
6 Называет народы, населяющие Россию.
7 Знает и называет государственные символы России.
8 Показывает Москву на карте.
9 Называет крупные города России
10 Называет реки и моря России.
11 Может показать Россию на глобусе
12 Называет растения, животных и птиц средней полосы России
13 Называет растения, животных и птиц тундры
14 Называет растения, животных и птиц юга России
15 Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ
16 Называет имена знаменитых деятелей искусства РФ: А. Пушкин, Л. Толстой, В. Васнецов, П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка и т. д.
17 Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т. д