Раиса Горбачёва
Проект «Родной край, люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Рождественский детский сад «Теремок»
Проект
«Родной край, люби и знай»
Выполнила воспитатель :Горбачева Раиса Михайловна
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
(Симонов)
Актуальность проекта.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Публикация «Проект „Родной край, люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Проблема: Как прививать любовь к малой родине, родному краю. Возникла во время проведения бесед, занятий о родном селе, его достопримечательностях, прошлом и настоящем, о природе родного края, на которых выявились недостаточные знания у детей.
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
• Формировать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, улице, селу;
• Формировать бережное отношения к природе и всему живому;
• Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
• Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, села
• Воспитывать интерес к труду своих земляков. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
• Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
* выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемый результат:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника
Участники проекта:
• Дети подготовительной группы
• Воспитатели ДОУ.
• Родители воспитанников
Тип проекта: тематический, поисково- исследовательская, эксперементальный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: 1год
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
2. Основной. Проведение бесед, развлечений, досугов, экскурсий, совместных конкурсов творческого мастерства, эксперементов и наблюдений.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Перспективный план работы по реализации проекта
1 раздел «Моя семья, мой край»
Сентябрь Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них.
Беседа «Моя семья»,
Фото- выставка «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Создание генеалогическом древа «Моя родословная»
Семейный мини – проект
Октябрь Беседа «День пожилых людей».
Посещение тематической выставки в библиотеки.
Выставка рисунков «В единстве наша сила».
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Семейные мини – проекты: «Как мы отдыхаем»,
Развлечение «В гости к бабушке»
Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Ноябрь Беседа «Где работают родители».
Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Знакомство с символикой России.
Составление творческих рассказов.
Экскурсии на почту, в магазин, школу в музей части.
Выставка детских рисунков «Я и мамочка моя»
Изготовление поделок на день Матери.
Декабрь Использование макетов государственной символики.
Прослушивание фонограммы Гимна России.
Презентация «Я часть России».
Просматривание видеофильма о малых народах Сибири.
Январь: «Мой родной Купинский район»
«Архитектура города Купино»
Выставка фотографий исторических зданий города Новосибирска
Фото-викторина «Знай и люби свой край»
Конкурс рисунков «Мое село Рождественка»
Февраль Создание альбома «О профессиях».
«Растительный и животный мир нашего края».
Беседа с ребёнком войны о истории села.
Март Создание в группе уголка «Русская изба».
Оформление альбома «Значение моего имени».
Апрель Выставка детских работ «Мой любимый детский сад». «Традиции моей семьи».
Май Посещение мемориала защитникам.
Чтение произведений о войне. Оформление выставки книг о войне.
Оформление стенда «Война в истории моей семьи».
2 раздел «Природа малой Родины»
Сентябрь Целевая прогулка в лес и на речку.
Беседа о жизни животных в лесу.
Акция «Чистота на наших улицах».
Октябрь Оформление альбома «Хлеб – всему голова!». Эксперемент с пшеницей «Посадка озимых»
Ноябрь Экскурсия по селу.
Рассматривание иллюстраций достопримечательностей г. Купино.
Оформление альбома «Красная книга ”.
Декабрь-Январь Изготовление кормушек.
Подкармливание птиц на территории детского сада Акция «Добрые руки» (бездомные животные).
Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу. Эксперемент с водой «Сосульки»
Февраль Беседа «Жизнь животных и птиц весной».
Беседа «Берегите лес». «Животный и растительный мир моего края»,
Март Целевая прогулка «Пробуждение природы».
Беседа «Спасем лес от пожаров!»
Апрель-Май Целевая прогулка в лес «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».
Рассказ-беседа «Лекарственные растения родного края».
Акция «Посади дерево».
3 раздел «Культурное наследие и народное декоративное искусство»
Сентябрь Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Моя Сибирь», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Октябрь Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова.
Беседа о малых народах Сибири.
Ноябрь Экскурсия в центральную библиотеку.
Викторина «Русские народные сказки».
Декабрь Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский) и создания альбома «Народный костюм».
Январь: Дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм»
Рисование (украшение сарафана и рубахи)
Игры «Как рубашка в поле выросла», «Какой? Какая? Какое?», «Что и для чего?», «Закончи предложение».
Февраль Конкурс чтецов.
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»
Март Знакомство с украшением пасхальных яиц.
Аппликация «Дымковская барышня»
Апрель Просмотр видеофильма «Русская матрешка».
Чтение произведений о русских богатырях.
«Украсим матрёшке сарафан»
Май Знакомство с русской народной игрушкой.
Знакомство с народным промыслом.
Рисование «Золотая хохлома»
Аппликация «Гжельская роза»
4раздел «Народный фольклор»
Сентябрь-Октябрь Знакомство с русскими народными инструментами.
Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.
Изготовление куклы оберега.
Ноябрь-Декабрь Развлечение «Веселые посиделки».
Знакомство с сибирским фольклором.
Прослушивание аудиозаписей.
Январь-Февраль Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).
Развлечение «Русские богатыри»
Знакомство с культурными традициями «Масленица».
Март
Беседа о народных праздниках. «Пасха» «Масленица»
Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. Прослушивание аудиозаписей народных песен.
Апрель-Май Фольклорный праздник «Русского платка» Прослушивание аудиозаписей народных песен.
Разучивание хороводов, народных песен.
Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
Консультация на тему «История названий улиц села»
Выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»
Беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»
Конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Оказание помощи в создании развевающей среды в группе
Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».
Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, школу, почту.
Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
Оформление папки-раскладушки «Я и моя семья», «Семейное древо», «Герб семьи».
Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём в России».
Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
Заключение
Я считаю, что работа над этим проектом сплотила детей с их родителями. Они стали проводить больше времени вместе, чаще общаться. И взрослые, и дети в рамках данного проекта открыли для себя много нового. У них появилась гордость за свою малую Родину.
У детей расширился кругозор, появился интерес к истории родного города и края, к особенностям культурных ценностей, к традициям, достопримечательностям.
Работа способствовала так же воспитанию чувства гордости за семью, любви
и уважения к родителям.
В результате работы над проектом дети закрепили представление об историческом прошлом Кубани, о жизни казаков, их быте и труде. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности родителей и детей.
Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать; активизировалась речь и продуктивная деятельность.
Внедрение проекта обеспечило создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе; позволило активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей; повысилась психолого-педагогическая культура родителей.