Елена Снопко
Проект «Религия и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Религия и дети»
Цель – познакомить детей с характерными чертами нашей религии (православие).
Задачи:
1. Пополнять словарный запас детей.
2. Расширять представления об окружающем мире.
3. Разнообразить творческую деятельность.
4. Воспитывать интерес к родной культуре.
Проблема: Какой скоро праздник?
План проведения:
1. Беседа «Наша религия – православие».
2. Развлечение-экскурсия «Праздник Светлой Пасхи» (проводит сотрудник музея).
3. Лепка «Пасхальное яйцо».
Публикация «Проект „Религия и дети“» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
4. Экскурсия в церковь «Иконостас».
5. Творческая деятельность (подведение итогов).
Тип: творческо-познавательный.
Характер: групповой, кратковременный.
Проект составлен в соответствии с:
1. Современностью тематики.
2. Соответствием возрасту детей.
3. Научно-методическим подходом.
4. Ясностью и доступностью материала.
5. Образностью и интересностью изложения.
1. НОД – беседа «Наша религия – православие»
Задачи:
1. Дать понятие «православное христианство».
2. Охарактеризовать символы веры.
3. Назвать церкви города Соликамска.
4. Назвать обряды, проводимые в церкви.
5. Развивать творческое воображение.
1 часть – проблемная ситуация.
Носите ли вы крестики на теле? Зачем они нужны? Кто и когда вам их дал?
2 часть – беседа.
В мире есть 3 основных религии : христианство, ислам и индуизм.
Наша религия называется христианство.
Давайте разберёмся в понятиях.
Что такое религия? (Вера в Бога).
Что такое христианство? От какого слова образовано? (Христос – сын Бога, это учение Христа).
В христианстве есть свои символы-обереги – это крест, вода, круг и яйцо.
Как вы думаете, что они обозначают?
Крест - символ 4 стихий: вода, земля, огонь и воздух, которые помогают человеку.
Вода – это символ очищения, как снаружи, так и внутри.
Круг – это оберег от нечистой силы и находящиеся в нём защищены.
Яйцо – символ жизни, т. к. в нём зарождается новая жизнь.
Где используются эти символы? Для чего? (Крест носят на теле, для защиты; воду освящают, для сохранения здоровья; яйцо кладут к иконе, для защиты дома и своей жизни).
Итак, основным символом христианства является крест, а какая главная книга?
Библия – это собрание священных книг христианской религии.
Поклоняются христиане – Богу, Иисусу Христу и Святым, т. е. тем, кто прожил свою жизнь служа Богу и после смерти был признан Святым.
Место поклонения – Церковь. Чем это строение отличается от других зданий? (Купол, округлые своды, колокола). Почему?
Какие церкви есть в нашем городе?
Какие обряды проводятся в церкви? (Крещение, венчание, причащение).
Крещение – обряд принятия человека в число верующих.
Вы помните, как вас крестили?
Венчание – обряд бракосочетания по церковным законам.
Узнайте дома, венчались ли ваши родители?
Причащение – обряд отпущения грехов.
Вас причащали когда-либо?
Кто проводит все обряды в церкви? (Батюшка, поп)
Для любого обряда батюшке нужны иконы, которых в церкви очень много. Они висят на главной стене, которая называется иконостас.
3 часть – самостоятельная творческая деятельность.
У некоторых из вас есть крёстные мамы и папы, которые принимали вас при крещении. Предлагаю вам сделать для них открытки с использованием шаблонов – символов христианства (крест, купол церкви, церковь, яйцо).
2. Экскурсия – развлечение «Праздник Светлой Пасхи».
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения праздника Пасха.
2. Представить символ праздника – яйцо в различных техниках росписи.
3. Назвать древние обычаи проведения праздника.
4. Разучить новую народную подвижную игру «Ручеёк».
1 часть – мотивация.
Разложены предметы: кукла из соломы, репродукция иконы Марии Магдалины, украшенные яйца (изображения, фотография шествия пасхальной колонны.
Дети задают вопросы что это и для чего. Слышны догадки – это пасхальные яйца, это икона, это масленичная кукла.
Педагог говорит: «Некоторые вещи вы правильно назвали. Хотите узнать, для чего они нужны?»
2 часть – беседа.
Эти предметы символы церковного праздника, который будет в воскресенье. Вы знаете как он называется? (Пасха).
Пасха – это праздник, посвящённый рождению Христа. Кто такой Христос? (Сын Бога).
Он был послан нам на землю, чтобы принести веру, но его распяли. Через три дня он воскрес и первой, кто об этом узнала, была Мария Магдалина.
Она стала рассказывать всем об этом чуде и пришла к царю. А в то время к царю с пустыми руками не пускали. Приходившие люди приносили: богатые – золото, драгоценности; бедные – продукты. У Марии Магдалины было с собой только одно яйцо, она протянула его царю. Царь сказал, что не верит её словам и если это правда, то яйцо покраснело бы сейчас. И, действительно, яйцо тут же покраснело. Яйцо – это символ жизни, а красный цвет напоминает нам кровь Христа. Мария Магдалина была последовательницей, ученицей Христа – апостолом. После смерти её канонизировали, т. е. сделали Святой и написали её икону (показ репродукции).
Каждый год этот праздник отмечается в разное время. День праздника на много лет прописан в особой книге – Пасхалиях.
В Пасху церковнослужители проводят всенощное бдение, т. е. не спят всю ночь. Что же они делают? (Показ фотографий).
Они обходят всё селение вокруг, заходят в каждый дом и молятся. Почему они в белых одеждах? (Белый цвет символизирует чистоту, рождение).
Что у людей в руках? (Икона Иисуса Христа).
В день Пасхи принято красить яйца. Посмотрите, какие бывают техники росписи (Показ изображений, описание техник).
3 часть – Пасхальные обычаи.
Раньше праздник Пасхи отмечали так, девушки одевали белые сарафаны и вплетали красную ленту в волосы; юноши – одевали белые рубахи и красный пояс. Они водили хороводы вокруг костров, купались в реке, и в конце сжигали чучело-куклу. (Показ куклы). Это символизировало уход страданий и печалей. В каком ещё празднике есть такой обряд? (Масленица). Сейчас мы поиграем с вами в народную игру, в которую играли во время церковных праздников – «Ручеёк» (Игра с детьми).
Что вы запомнили интересного? Что понравилось?
3. Творческая деятельность – лепка «Пасхальное яйцо»
Задачи:
1. Учить формировать форму овала из шара.
2. Закрепить навыки раскатывания различных форм для украшения.
3. Развивать творческое воображение.
4. Воспитывать интерес к родной культуре.
1 часть – рассматривание картинок.
Посмотрите, что можно изобразить на яйце? Какие для этого понадобятся материалы и формы? Какой формы само яйцо?
2 часть – работа с пластилином.
Скатываем шарик, при помощи рёбер ладоней вытягиваем верхнюю часть, придавая форму яйца. Выбираем дополнительные цвета и формируем рисунок по желанию.
3 часть – оформление выставки.
4. Экскурсия в церковь – иконостас.
Задачи:
1. Посмотреть устройство церкви.
2. Дать понятие «иконостас».
3. Пополнить словарный запас детей.
4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.
Экскурсию проводит специалист – экскурсовод.
5. Самостоятельная творческая деятельность детей по пройденному материалу «Памятные подарки друг другу».
Задачи:
1. Развивать творческое воображение при выборе материалов для поделки.
2. Закрепить навыки работы с ножницами, клеем и пластилином.
3. Формировать доброжелательную атмосферу в группе.
1 часть – определение в выборе.
Подумайте и скажите, кому вы хотите подарить свою поделку (Распределить детей по парам). Что можно сделать? (Крестик, открытку с символами Христианства, пасхальное яйцо, нарисовать икону, сделать брелок с одним из символов). А сейчас подумайте, что бы вы хотели подарить именно этому человеку.
2 часть – самостоятельная работа.
3 часть – обряд дарения.
Какие слова нужно сказать? Что пожелать? Что ответить на поздравление?