Татьяна Бритвина
Проект «Редкие птицы Липецкой области»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Редкие птицы Липецкой области».
(подготовительная группа)
Подготовила: Бритвина Т. В.
ДОУ № 118.
г. Липецк, 2014 г.
Проект «Редкие птицы Липецкой области» с детьми подготовительной к школе группы.
(развитие познавательно-исследовательских способностей детей).
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид проекта : познавательный, недельный, фронтальный.
Публикация «Проект „Редкие птицы Липецкой области“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Липецкая область, город Липецк
- Природа Липецкого края
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы.
Образовательные области : познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Актуальность: Экологическое образование дошкольников должно быть непрерывным в процессе обучения, воспитания и развития ребёнка. Дети должны получить знания о том, то на территории Липецкой области обитают редкие виды птиц, занесённых в Красную книгу, такие как – беркут, орлан, ястреб, белый и черный лебедь, белая и рыжая цапля, серая утка, филин, болотная сова, зимородок, жаворонок, орёл-карлик и другие редкие птицы, что их нужно охранять, для этого существует заповедник Галичья гора, который расположен на правом берегу Дона Липецкой области.
Цель:
1. Изучение образа жизни и поведения редких птиц, воспитание заботливого отношения к птицам, желание узнавать о них новое, где они обитают, чем питаются, охранять их и беречь.
2. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни редких птиц.
Задачи познавательных областей :
1. Познание.
- расширить представление о жизни редких птиц, о внешнем виде и строении тела птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботится о них, охранять их;
- обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, закрепить представления их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, создании условий для их проживания.
2. Коммуникация.
- учить формулировать ответы на поставленные вопросы;
- продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.
3. Художественное творчество.
-развивать у детей способность создавать образ в рисовании и аппликации на тему проекта;
- поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла.
4. Чтение художественной литературы:
- формировать знания о жизни редких птиц Липецкой области через художественную литературу.
-составление описательных рассказов о жизни редких птиц в заповедниках.
Основные направления реализации проекта :
-совместная деятельность воспитателя с детьми – рассказ и беседа с детьми на тему проекта, чтение художественной литературы, рассматривание и беседа по картинам «Птицы Липецкой области», «Галичья гора», аппликация, рисование, лепка птиц;
- совместная деятельность родителей и детей – прогулки в лес, парк с целью наблюдения за птицами, поездка на Галичью гору;
- непосредственно образовательная деятельность на тему «Редкие птицы Липецкой области»;
- викторина «Кто лучше знает птиц?».
Предварительная работа:
- подбор художественной литературы и иллюстраций по теме (оснащение центра «Чтение», «Познание»);
- изготовление шаблонов для рисования и аппликации на тему проекта «центр ХТ»;
- оформление информационного объявления для родителей (к домашнему заданию - конкурс «Фотография с птицами»,
- подготовка консультации для родителей «Редкие птицы Липецкой области», «Галичья гора»;
- подготовка материала для проведения с детьми дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр (центры «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Игра»)
Планируемые игры: «Больница для птиц», «Собери из частей птицу», «Птицы – большие и маленькие», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица?», «Чья птица дальше улетит?», «Воробушки и автомобиль», «Воронята», «Стайка».
- подготовка материала для викторины «Кто лучше знает птиц Липецкой области?».
Обеспечение проекта :
- материально-техническое (материалы для рисования, лепки, аппликации, книги о птицах, дидактические игры по теме проекта, наглядно-дидактический материал «Редкие птицы Липецкой области», «Добро пожаловать в экологию», картина «Заповедник Галичья гора»)
- методическое (пособие «Мир природы и ребёнок» под ред. Маневцовой, Саморуковой; пособие «Птицы леса», «Городские животные» авт. Е. Т. Бровкина, «Стихи-загадки для детей», авт. Н. Гуляр, С. Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Экология. Конспекты занятий.)
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- в нашем крае зимуют редкие виды птиц, такие как - беркут, орлан, ястреб, белый и черный лебедь, белая и рыжая цапля, серая утка, филин, болотная сова, зимородок, жаворонок, орёл-карлик.
-их необходимо охранять, беречь их, с этой целью существует заповедник «Галичья гора».
Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
Продукт проектной деятельности :
- создание альбома «Редкие птицы Липецкой области» с рисунками детей.
- выпуск стенгазеты на тему проекта (совместно с родителями)
Презентация проекта :
- изготовление коллективного панно «Редкие птицы Липецкой области»,
- викторина «Кто лучше знает птиц?».
Викторина «Кто лучше знает птиц?»
Задачи:
Закрепить знание детей о редких птицах. Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Галичьей горы, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация: показ картинок с птицами.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1. Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5. Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Галичьей горы. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на дереве? Почему, вы, так думаете?
Дети: На дереве спрятался беркут, потому что мы видим его крылья.
– Кто спрятался в речке? Почему, вы, так думаете?
Дети: В речке спрятался аист, потому что мы видим его клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других.