Анастасия Подцатова
Проект «Речевые прогулки с детьми на свежем воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМА ПРОЕКТА : групповой
ВИД ПРОЕКТА : игровой
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Данный проект способствует всестороннему развитию детей на свежем воздухе. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Детям с речевыми расстройствами важно закрепление изученного материала.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
В нашей группе, по результатам логопедической диагностики выявлено достаточно большое количество детей с нарушением речи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Развивать речевые навыки через игру на свежем воздухе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- провести игровые логопедические занятия на свежем воздухе;
- вовлечь детей в активные и интересные упражнения для развития речи;
- использовать окружающую природу как ресурс обучения;
- расширять движение и координацию через игровые занятия;
- улучшать произношение, фонематические восприятие, словарный запас и грамматические навыки;
- создавать положительную атмосферу, дружелюбную среду для общения.
Участники проекта : дети логопедической группы 4-5 лет, воспитатели, логопед, родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : сентябрь-ноябрь
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
• Дети научатся ориентироваться в пространстве;
• познакомятся с понятиями "Один-много", "Назови ласково", "Посчитай до 5-ти", "Угадай звук".
• научатся играть в коллективные игры;
• различать звуки на слух;
• выражать правильно мысль.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Распространение опыта другим возрастным группам детского сада.
Продолжать развивать речевые навыки детей на базе уже сформированных умений во время речевых прогулок.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки проведения
Подготовительный этап – организационный
Сроки: 02.09.24г. -21.09.24г.
Цель: Создание условий для реализации проекта
Задачи:
1. Подобрать игровой материал для бесед и игр с детьми, совместная подготовка (сенсорные мешочки, природный и другой тактильный материал, шумовые, звенящие, музыкальные предметы, мелки, геометрический конструктор, предметные и сюжетные картинки, ламинированные карточки с изображением природных материалов, конструктор и т. д.);
2. Продумать необходимое оборудование, выносившееся на участок (столики и стульчики, спортивный инвентарь, магнитофон);
3. Провести работу с родителями – ознакомить с предстоящим проектом (рассказать своему ребенку о том, какие развлечения можно придумать на улице, каким быть наблюдательным за окружающей природой);
4. Подготовить дидактические игры для детей ("Мемо", "В гостях у Сказки", "Волшебный мешочек", "Угадай на слух", "Лесные дорожки", "Волшебные приключения с кубиком").
Основной этап – реализация проекта
Сроки: 24.09.24 г. – 27.11.24 г.
Цель: Реализация содержания проекта.
Задачи:
1. познавательные - обогащать знаниями об окружающем мире, закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности;
2. развлекательные -будить фантазию, получать эмоции от совместных игр, наполнить игры интересным содержанием;
3. оздоровительные - укреплять и закаливать детский организм, оказывать положительное влияние на их всестороннее развитие.
Развитие фонематического слуха
«Кто летит (бежит, идет, прыгает?»
Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры: в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя» в конце игры педагог называет самых внимательных.
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры: Дети стоят по кругу, водящий (по назначению педагога) в центре круга с закрытыми глазами. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг!» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
"Угадай звук - вверху - внизу".
Цель: развивать неречевой слух.
Описание игры: Ребенок стоит спиной к детям, остальным участникам и на слух определяет звук инструмента, любого шумящего, звучащего предмета вверху над головой или внизу под ногами. Сам участник не видит, а только слышит и определяет направление звука.
«Улавливай шепот»
Цель: развивать остроту слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющий разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и внятным, четким шепотом отдает команды («Руки вверх», «Руки в стороны» «Кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает все менее уловимым и усложняет команды.
Вариант 2. Все дети стоят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«Сыщики»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, нахождение заданного звука, среди других.
Описание игры: педагог предлагает детям стать сыщиками. Их задача состоит в том, что они должны будут найти нужный звук среди других звуков. Для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно слушать звуки. Как только они услышат нужный звук, нужно хлопнуть в ладошки.
Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. В конце определяется самый лучший сыщик.
«Волшебное зеркало»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание игры: дети стоят по кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все за нами повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка ты за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить движение и фразу. Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Развитие голоса
«Звенит – жужжит» или " Свистит- шуршит".
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Описание игры: Называются слова со звуками (З (С) или (Ж (Ш). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят «звенит», а если звук (Ж, дети говорят «жужжит». Так же со звуками С-Ш - "свистит - шуршит или шумит".
Игра «Цветы и пчелки»
Цель: Автоматизация звука з.
Описание игры: Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши, дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.
Игры с мелками
«Найди звук в слове»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Описание игры: Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: «В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.
«Найди свой дом»
Цель: Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры: На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.
Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).
Детям предлагаются игрушки животных, которых нужно распределить по домам.
«Один – много»
Цель: Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук. (Потребуется наборное полотно)
Описание игры: Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов, и нарисовать их на асфальте.
«Повтори штриховку»
Цель: Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.
Описание игры: Детям раздают заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.
Педагог описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.
Игры с мячом
"Слог да слог - и будет слово"
Цель: закреплять умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.
«Внимательный малыш»
Цель: развитие мышления и фонетических процессов.
Описание игры: В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.
Взрослый: ребята сейчас я буду бросать вам мяч, и называть предметы. Если я назову живой предмет, вы стукните мячом по полу, если неживой подбросите вверх и передадите соседу.
«Закончи рифмовку»
Цель: развитие фонематических процессов.
Описание игры: Взрослый произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать соответствующее завершение рифме.
Пример рифмовок:
Ша-ша-ша-в кастрюле варится … ЛАПША
Ро-ро-ро под землей везет… МЕТРО
Ол-Ол-Ол на кухне деревянный… СТОЛ
Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО
За - за –за у меня два ….ГЛАЗА
Цо-цо-цо снесла курица …ЯЙЦО
Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ и т. д.
«Попробуй, отгадай!»
Цель: развитие фонематических процессов.
Описание игры: Взрослый произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах будет звук р, то детям нужно бросить мяч обратно.
Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.
Игры с природным материалом
Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.
В этом помогают следующие коррекционные игры:
"Волшебный мешочек"
"Приключения с кубиком"
"Лесные дорожки"
"Звуковые бусы из каштанов"
"Украшаем шишки-елочки"
"Сенсорная коробка"
Заключительный этап
Сроки: 28.11.24 г. - 29.11.24 г.
Цель: определить, каких результатов удалось достичь по каждому из поставленных целей проекта.
Задачи:
1. провести рефлексию, обсуждение о том, что дети узнали и какие игры им понравились больше всего в форме беседы или группового обсуждения;
2. подготовить несколько игровых заданий для закрепления полученных знаний;
3. подготовить для родителей памятки с названиями и описаниями полезных игр на прогулке для их семейного времяпрепровождения.
Дальнейшее развитие проекта
1. продолжать развивать речевые навыки;
2. находить новые идеи, цели для расширения проекта, учитывая мнение, интересы детей и родителей;
3. взаимный обмен педагогическим опытом с коллегами, взаимодействие со специалистами, другими педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми во время речевых игр на прогулке.