Анна Володина
Краткосрочный проект «Речевичок» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта : 1 неделя
Участники проекта : дети, педагог и родители.
Возраст участников проекта : дети младшего дошкольного возраста.
Вид проекта : информационно-творческий
Цели:
Формирование системы элементарных речевых и рече-моторных знаний детей.
Создание условий для обогащения словарного запаса, развития связной речи детей различными средствами, в том числе мнемотехники.
Публикация «Краткосрочный проект „Речевичок“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Активизация познавательной деятельности участников проекта, пополнение словарного запаса и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи.
Научить детей создавать речевые образы, составлять простые речевые схемы и конструкции и воспроизводить их.
Научить детей использовать полученные знания на практике во время игровой деятельности и общения.
Воспитание эмоционального отклика на словарные образы, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Задачи:
Привить детям интерес к литературе разных народов и родного края на примере различных сказок, песенок и попевок.
Развивать познавательный интерес и речевую деятельность детей в процессе совместной деятельности, умение работать по образцу, по правилам, по инструкции и самостоятельно, проявляя креативное мышление S развитие монологической и диалогической речи.
Расширять представление детей о различных словарных конструкциях и обогащение им речи детей.
Приобщать детей к общественным ценностям на примере поведения литературных (сказочных) героев.
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной театральной деятельности наравне со всеми, личностные качества при выступлении на публику – раскрепощённость, эмоциональность, выразительность.
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Формировать у детей эстетическое отношение к миру, морально-нравственные устои и творческие театральные способности.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта :
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Широкое распространение литературы, не соответствующей культурным и моральным нормам и ценностям, безграмотность популярных и медийных личностей, вещающих через экраны телевизоров и интернет, агрессивно-примитивная речь взрослых, окружающих наших детей, и снижающийся с каждым годом уровень культуры в целом – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая, как нам кажется, является не менее опасной, чем катастрофа экологическая, о которой говорят уже не первый год.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала грамматически и стилистически правильной речевой культуры, что является первым и важнейшим условием полноценного развития ребёнка.
Связная речь, которой необходимо обучить ребёнка, представляет собой развёрнутое, законченной, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи – это долговременный и непрерывный процесс, который затрагивает все области воспитания и развития детей.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит по двум основным направлениям – развитие диалогической и монологической устной речи. Особенность развития связной монологической и диалогической речи состоит в большом значении положительного примера речевой культуры взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями.
Идеи проекта :
Вся деятельность направлена на:
подведение детей к пониманию правильной речевой культуры;
соблюдение основных речевых норм и конструкций языка, на котором говорят дети;
формирование умения находить в литературных произведениях грамматически и стилистически правильных конструкций и умения вводить их в собственную речь.
Непосредственно образовательная деятельность:
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Самостоятельная деятельность детей.
Групповая творческая деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Изобразительная деятельность.
Основные формы реализации проекта :
НОД, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Наблюдение.
3. Чтение и беседа.
4. Творческие опыты.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей детей младшего дошкольного возраста в усвоении различных речевых конструкций в процессе ознакомления с многообразием литературных произведений, определение методов и средств, способствующих эффективному формированию диалогической и монологической речи детей.
Практическая значимость исследования заключается в создании благоприятных педагогических условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с многообразием литературных произведений, разучиванию простейших речевых конструкций, формированию обширного словарного запаса в процессе практической речевой деятельности детей в ДОУ и дома.
Методика формирования речевой культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические и физические особенности детей этого возраста, которые характеризуются качественно новыми чертами:
начало формирования личности ребенка;
самостоятельная деятельность: для получения результатов в группе необходимо создать условия для окружающей их речевой среды;
творческое направление: дети самостоятельно познают окружающий мир, выделяют речевые обороты и конструкции, существующие в речи, знакомясь с различными литературными произведениями и активно взаимодействуя с взрослыми.
Формирование элементарных грамматических конструкций у детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов деятельности.
Предполагаемый результат:
обогащение знаний детей, расширение словарного запаса, овладение навыками речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком и формирование начал устной речевой культуры младших дошкольников;
заинтересованность родителей и детей, привитие чувства коллективизма;
использование полученных знаний на практике, формирование диалогической и монологической устной речи.
Работа педагога с родителями и законными представителями детей включает :
консультации для родителей и законных представителей детей «Читаем дома», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети не читают?», «Как воспитать человека» по воспитанию у дошкольников интереса к чтению художественной литературы;
вовлечение родителей (законных представителей) в единое речевое пространство «семья – ребёнок – детский сад»;
подбор различных материалов для выставки книг со сказками.
Продукты от реализации проекта :
выставка книг с детскими сказками «Сказка в нашей жизни» в предметно-развивающей среде группы;
коллективная творческая работа детей – инсценировка сказки «Репка» (под руководством педагога-воспитателя);
дидактические игры «Составь сказку», «Подбери правильно», «Из какой сказки?»;
пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок»;
акция добра «Подари книгу со сказками в группу» (совместно с родителями и законными представителями детей).
иллюстративное сообщение (презентация результатов проекта);
Конечный результат:
Оформление презентации с итогами проекта «Речевичок».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Разработка проекта «Речевичок» :
а)Изучить методическую литературу по теме.
б)Изучение условий реализации проекта.
в)Подобрать материал для развития творчества детей.
г)Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
д)Планирование деятельности в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
е)Определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.).
2. Этап реализации проекта.
Реализация проекта представляет собой следующие виды непосредственно образовательной деятельности:
Разработка проекта.
Составление подборки литературных произведений и заданий к ним.
Разработка НОД.
Составление консультаций для родителей.
Изготовление дидактических игр, костюмов для театральной инсценировки.
Непосредственная реализация проекта.
Слушание и чтение сказок «Теремок», «Репка», «Колобок».
Просмотр иллюстраций к прослушанным и прочитанным сказкам.
Беседы с детьми о прочитанных сказках.
Разучивание с детьми инсценировки «Репка».
Совместные мероприятия с родителями – подготовка выставки книг «Сказка в нашей жизни», акция добра «Подари книгу со сказками в группу».
Театрализованная деятельность детей – инсценировка сказки «Репка» вместе с воспитателем, изучение народного фольклора.
Выставка книг «Сказка в нашей жизни».
Дидактические игры: «Составь сказку», «Подбери правильно», «Из какой сказки?».
Пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок» (разработка и проведение).
Мультимедийная презентация (для демонстрации проекта педагогам-воспитателям).
Составление консультаций для педагогов-воспитателей «Каждому возрасту – своя сказка», «Читайте сказки перед сном», «Скрытые возможности художественных сказок».
Взаимодействие с родителями и законными представителями воспитанников
Важной задачей в развитии речи детей является работа с родителями и законными представителями детей. Она ведется непрерывно.
В группе проводятся родительские собрания, где родители узнают, какую роль в развитии личности и нравственном воспитании ребенка играет его речь, а также узнают различные способы по её обогащению и развитию. В процессе работы с родителями мы рассказываем им, как познакомить детей с миром литературы. Главная задача – развивать умственные способности ребенка, его речевые диалогические и монологические навыки. Правильная культура речи родителей – очень важное и сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует целенаправленной систематической работы.
Результаты работы с родителями и законными представителями воспитанников:
Организация выставки книг «Сказка в нашей жизни».
Проведение дискуссий (кома», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети не читают?», «Как воспитать человека».
Участие родителей и законных представителей в акции добра «Подари книгу со сказками в группу».
3. Аналитический (итоговый) этап.
Подведение итогов реализации проекта.
Анализ результатов деятельности участников проекта, выводы, составление отчёта по результатам проектной деятельности, представление результатов проекта в мультимедийной форме (презентация для педагогического совета в рамках ДОУ).
Использованная литература:
1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре – М. : Изд-во «Скрипторий 2», 2010.
2. Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб: Детство-пресс, 2005.
3. Левшина Н. И. и др. Организация работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников. // Справочник старшего воспитателя ДОУ №7. – 2006. – С. 7-19.
4. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: КАРО, 2007.
5. Пикулева Н. В. Слово на ладошке : занятия, обогащающие внутренний мир ребёнка. – Челябинск: Изд-во М. Волковой, 2006.
6. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
7. Швайко Н. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М: Айрис-Пресс, 2006.
8. Шипицына П. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – М., 1998.
Практическая значимость проекта :
Развитие речевого и коммуникативного аппарата детей : дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая по отношению друг к другу помощниками и учителями; происходит обогащение, уточнение и активизация лексического словарного запаса в процессе выполнения речевых и практических заданий; педагог выступает в роли наставника и организатора совместной партнёрской деятельности, сопровождает и помогает ребёнку развить активные коммуникативные качества, при этом не афишируя своё коммуникативное превосходство.
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников и их творческих способностей.
Практический материал может быть полезен педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности.
Заключение
В результате проведённой работы мы предполагаем положительные тенденции в приобщении младших дошкольников к литературному наследию нашего языка и воспитанию культуры речи.
Благодаря проектной работе, дети станут внимательнее относиться к своей и чужой речи, замечать даже небольшие изменения в построении грамматических и стилистических конструкций, научатся анализировать, контролировать, оценивать свою речь в контексте общества и морали.
Чтение и прослушивание книг помогли нам решить в комплексе ряд следующих задач: формирование у детей знаний о красоте родной речи, умений наблюдать и размышлять, воспитание эмоционального и эстетического отношения к речевому наследию предков.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, игр на развитие речи дали детям возможность подробно изучить грамматическую структуру речи, используемую в сказках, и сосредоточить на ней внимание. Овладение правильными способами построения речевых конструкций обеспечило становление речевого и артикуляционного аппарата ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.
Работа с родителями и законными представителями детей группы показало, что родители довольны работой ДОУ, проводимой по развитию речи младших дошкольников. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой долей уверенности можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители правильной и красивой речи.
Приложение
Перспективный план образовательной деятельностипо реализации проекта
Дата
Тема и содержание мероприятия
Участники
Понедельник
1. Изучение методической литературы по теме проекта, презентация проекта.
2. Изучение условий реализации проекта.
3. Подбор материала для развития творчества детей.
4. Планирование непосредственно-образовательной и творческой деятельности в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды группы.
5. Определение необходимого материала по теме проекта (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.).
Воспитатели, дети, родители (законные представители).
Вторник
1. Составление картотек для дидактических игр, подборка книг со сказками и заданий по теме проекта.
2. Прослушивание аудиозаписей со сказками.
3. НОД «Сказки для малышей».
4. Дидактическая игра «Из какой сказки?».
5. Консультация для родителей «Читаем дома».
Воспитатели, дети, родители (законные представители).
Среда
1. Чтение сказок.
2. Беседа о прочитанных сказках.
3. Разучивание сказки «Репка».
4. НОД (конструирование, обрывная аппликация) «Репка».
5. Дидактическая игра «Составь сказку».
6. Выставка книг со сказками «Сказка в нашей жизни».
7. Подвижная игра «В гостях у сказки».
Воспитатели, дети, родители (законные представители).
Четверг
1. Чтение сказок (продолжение).
2. НОД (лепка) «Колобок».
3. Дидактическая игра «Подбери правильно».
4. Пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок».
5. Консультация для педагогов-воспитателей «Скрытые возможности художественных сказок».
Воспитатели, дети, родители (законные представители).
Пятница
1. НОД (рисование) «Герои наших любимых сказок».
2. НОД (коллективная творческая работа детей) – инсценировка «Репка» (под руководством педагога-воспитателя).
3. Проведение акции добра «Подари книгу со сказками в группу»
4. Консультация для родителей «Почему дети не читают?».
5. Консультация для педагогов-воспитателей «Каждому возрасту – своя сказка».
6. Подведение итогов проекта, отчёт о проделанной работе с детьми и их родителями (законными представителями, составление презентации с итогами проекта.
Воспитатели, дети, родители (законные представители).