галина козынцева
Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей
находится на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Тип проекта : ролево – игровой.
Автор проекта : Козынцева Галина Александровна, воспитатель группы раннего возраста.
Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2013г – май 2015г).
Участники: Козынцева Галина Александровна (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста.
Целевая группа: 17 детей.
Публикация «Проект „Речь ребёнка на кончиках пальцев“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 3 лет, ясельная и I младшая группа.
Мальчиков: 9 человек.
Девочек: 8 человек.
Особенности здоровья детей :
группа здоровья: I –
II –
III –
хронические заболевания:
Обоснование
Для чего нужны пальчиковые игры?
Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.
Влияние ручных действий на мозг человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали всех малышей.
Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если у ребёнка отстаёт тонких развитие движений пальцев рук, то задерживается и речевое развитие.
Учёными доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения, сохраняется на протяжении всего детства.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Чем больше двигательного и практического опыта имеет ребёнок, тем выше уровень развития его мышления; больше развивается зрительный контроль, зрительномоторная координация,
Богатый опыт кожно – мышечных ощущений вследствие возрастания подвижности рук ребёнка способствует сенсомоторному развитию.
Временной ритм конкретного движения является основой будущего ритма речи и письма.
Во время выполнения упражнений укрепляются мелкие мышцы кисти, развиваются гибкость и подвижность пальчиков.
Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 1,5 годовалых и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Совершаемые по словесной инструкции двигательные действия, игры с правилами влияют на развитие произвольности психических процессов, на становление функции планирования, контроля, управления поведением.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию короткие стишки легко запоминаются и могут широко использоваться как игры. Они забавляют ребёнка и вместе с тем, обучают навыкам мелкой моторики и речи. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие у детей. Они чувствуют и слышат заботу, нежность и любовь.
Я считаю, что в дошкольном учреждении, в семье, необходимо осуществлять работу по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук с речевым сопровождением у детей раннего возраста, через пальчиковые игры; развитие интереса к выполняемым упражнениям.
Задачи:
- обучить детей точно выполнять упражнения по развитию пальчиковой моторики, переключаться с одного движения на другое;
- развивать внимание, воображение, память, глазомер (запоминать тексты пальчиковых гимнастик);
- расширять и уточнять пассивный и активный словарь детей, пополнять речь новыми понятиями;
- воспитывать внимательность во время игры.
Стратегии реализации проекта :
Первый этап:
- изучение и подбор методической литературы;
- создание картотеки пальчиковых игр;
- составление календарного плана.
Второй этап:
- родительское собрание;
- папка – передвижка «Пальчиковые игры»;
- привлечение участников к реализации проекта.
Третий этап:
- подведение итогов;
- защита проекта на педсовете.
Необходимые условия для реализации проекта :
Организационные:
- большая светлая комната;
- лампы дневного освещения.
Методические:
- Интернет – ресурс.
- Нищева Н. В.
Н71 Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2010. – 80 с. (Кабинет логопеда).
- Савельева Е. А.
С12 Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2010. – 64 с. (Кабинет логопеда).
- Смирнова Е. А.
С506 Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2013. – 144 с.
- Чернова Т. А.
Ч49 500 оригинальных пальчиковых игр/ Т. А. Чернова; худож. Е. Кравцова. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2012 – 256 с. : ил.
Предполагаемый результат:
Развит интерес к пальчиковым играм, развита мелкая моторика рук.
Дальнейшее развитие проекта :
- рекомендовать коллегам заинтересованной этой проблемой.