Анна Харитонова
Проект «Реализация казачьего компонента в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Звездочка»
Воспитательный проект
Условия успешной реализации регионального «казачьего» компонента в ДОУ.
Воспитатель: Харитонова Анна Анатольевна.
Номинация:
«Лучший воспитательный проект, направленный на реализацию казачьего регионального компонента в образовательных организациях дошкольного образования»
г. Семикаракорск
2021
Содержание:
1. Пояснительная записка…. …. 4
Публикация «Проект „Реализация казачьего компонента в ДОУ“» размещена в разделах
2. Основное содержание проекта…. …. 5
3Организационная деятельность в ходе выполнения проекта…. …. 15
4. Перспективное развитие проекта….19
5. Заключение. …. 20
6. Литература …21
Вид проекта :
Познавательно – творческий.
Срок реализации :
краткосрочный (октябрь – апрель)
Цели проекта :
Приобщение дошкольников к истории и культуре казачьей станицы,
местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю.
Создание мини-музея истории казачества.
Способствовать развитию у детей и их родителей интереса к истории и
культуре родного края (казаков, уважения и бережного отношения к
семейным ценностям.
Задачи проекта :
• Создать систему работы по ознакомлению детей с родной станицей, зажечь искорки любви к своей малой родине, её истории и культуре.
• Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о казачьем крае, о нашей станице.
• Приобщать к культуре и традициям казачьего народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
• Расширять социальное партнерство семьи и детского сада через совместную деятельность.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель по хореографии, родители.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Обоснование важности, актуальности заявленной темы прослеживается в ряде законодательных документов, которые вы видите на слайде. Особенно хотелось бы остановиться на Законе Об образовании, где прописаны принципы государственной политики в сфере образования, это принципы гражданственности, патриотизма, (ст. 3, п. 1, подп. 3); защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3,п. 1,подп. 4).
Принципы дошкольного образования, прописанные ФГОС, это
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; (1.4, п. 6)
9) учет этнокультурной ситуации развития детей. (1.4, п. 9)
«Конвенция о правах ребенка»,
статья 29
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Стандарт направлен на решение следующих задач:
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Духовно-нравственное, этнокультурное развитие пронизывает все образовательные области:
В соответствии с введением ФГОС в образовательной программе нашего дошкольного образовательного учреждения появилась часть, отвечающая за реализацию регионального казачьего компонента, которую коллектив должен был адаптировать к условиям нашего детского сада.
Основное содержание проекта.
На мой взгляд, в рамках патриотического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, распределении функций, проведении исследований совместно с родителями и педагогами и т. д. В свою очередь воспитатель, сообщая детям новые сведения, рекомендуя различные материалы, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности педагога с детьми для достижения цели проекта
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Мероприятия по образовательным областям:
1. Экскурсия в мини – музей казачества.
2. Посещение библиотеки.
3. Наблюдение за жизнью казаков в быту.
4. Казачьи игры и забавы.
5. Изготовление коллективных работ; изготовление макета «Казачий курень» .
6. Беседы, проблемные вопросы «Казаки. Кто они?».
7. Просмотр видео слайдов об истории казачества.
2.
Познание
1. Рассказ воспитателя.
2. Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций.
3. Наблюдения за бытом казаков.
4. Создание тематического стенда «Мой родной казачий край»
3
Коммуникация
1. Беседы: «Казаки. Кто они?», «Дом казака. Казачий курень», «Быт и жилище казаков», «Традиции и обычаи», «Казачьи заповеди и поговорки», «Казачьи праздники», «Народные промыслы и ремесла», «Воспитание детей», «Легенды казачьего края», «История города Семикаракорска – моя малая Родина».
2. Подбор пословиц, поговорок о казаках.
4
Чтение художественной литературы
1. Подбор художественной литературы о казаках.
2. Чтение книг Бориса Куликова, Михаила Шолохова (легенды и были казачьего края)
5
Музыка
1. Слушание казачьих песен в исполнении казачьего хора.
2. Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).
3. Хороводы «Гори, гори ясно…», «Как Иван на ярмарку поехал».
6
Художественное творчество
1. Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках.
2. Лепка из соленого теста: крынка, кувшин, миска, макитра
3. Ручной труд: плетение из бумажных трубочек – плетень.
4. Рисование: раскрашивание плетня, куреня.
5. Изготовление макета казачьего куреня из картона, камыша.
7
Труд
1. Знакомство с бытом казаков, их трудом.
2. Сбор материала для изготовления поделок: картона, камыша.
6. Изготовление куреня, плетня, посуды
7. Ручной труд: плетение из бумажных (газетных) трубочек, изготовление макета избы.
8
Физическая культура
1. Подвижные игры: «Как Иван на ярмарку поехал», «Иголка, нитка, узелок».
2. Спортивные игры и соревнования.
9
Здоровье
1. Физминутки
2. Дыхательная гимнастика.
10
Безопасность
1. Беседы с детьми «Наш друг и враг огонь»
2. Посуда из глины. Польза и назначение.
Экскурсии.
Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей, нравственно-патриотического, эстетического воспитанию, являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, способствует обогащению знаний об окружающем мире.
Процесс познания происходит только тогда, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Наша экскурсия в музей казачьего быта способствовала развитию у детей познавательного интереса, желания как можно больше узнать об истории своей малой Родины – казачьего края.
Тематические беседы.
Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать. У него вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально-нравственного воспитания.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я старалась использовать больше наглядности (фильмы – презентации по зарождению казачества; быту, традициям и обычаям казаков; легендам казачьего края)
Продуктивные виды деятельности (изготовление поделок, альбомов).
Продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, художественное конструирование очень привлекательны для детей дошкольного возраста.
Занятия продуктивными видами деятельности создают бодрое, жизнерадостное настроение у детей, а значит, способствуют поднятию общего жизненного тонуса поддержания здоровья.
Рисование, лепка, конструирование для ребенка – большая и серьезная работа. Поощряя занятия этими видами деятельности, мы развиваем важные качества личности: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, умение доводить начатое дело до конца. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании сюжета, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Все это способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Именно поэтому каждая беседа подкреплялась продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов). Был создан макет казачьего куреня (из картона и камыша) оформлены стенды по истории казачества. Итоги работы были представлены родителям на родительском собрании.
Подвижные игры
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимости личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления и произвольной регуляции деятельности.
Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Подвижная игра оказывает физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных действий, и способствует правильному росту и развитию.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами, что и соответствует ФГТ.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.
Большой интерес вызвали у детей старинные казачьи игры. Дети познакомились с разными играми, в которые играли наши прадедушки и прабабушки. Некоторые из старых казачьих игр им понравились, и мы с удовольствием в них поиграли.
Чтение художественной литературы
Художественная литература развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение.
Многовековая история и культура казачьего края наиболее глубоко, красочно представлена художественной литературой (легенды, были, сказания). При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Культура Донского казачества складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь народный фольклор – песни, былины, сказки, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Чтение произведений Б. Куликова, М. Шолохова значительно расширило представление детей о природе родного края. Их стихи и рассказы очень точно передают характер казачьего народа, стремление казаков к свободе, их любовь к Родине.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
(перспективный план по месяцам)
№
п/п Мероприятия Срок Ответственный
Подготовительный
1. Выявление проблемы октябрь воспитатели
2. Определение темы и цель проекта октябрь воспитатели
3. Подборка материала по теме проекта октябрь воспитатели
4. Составление плана совместной деятельности октябрь воспитатели
Основной
1. Осенний праздник «Покровская ярмарка» октябрь Воспитатели,
муз. руководитель
2. Посещение музея казачества в городе Семикаракорск ДК «Пищевики» ноябрь Воспитатели
3. Фольклорный праздник «Колядки» январь Воспитатели,
муз. руководитель, родители
8. Развлечение «День матери» ноябрь Воспитатели, родители
9. «МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА»,
посвященный 23 февраля. февраль Воспитатели, родители
муз. руководитель
10. Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта :
«Традиции и быт казачества» ноябрь воспитатели
«Рождество Христово» январь воспитатели
«Святки» январь воспитатели
«Крещение» январь воспитатели
«Национальная одежда казака и казачки» январь воспитатели
«Казачий фольклор – пословицы, поговорки, песни» февраль воспитатели
«Обрядовые праздники - Масленица» февраль воспитатели
• «Культура и традиции Донского казачества» март воспитатели
«Казачьему роду нет перероду» март воспитатели,
«Как на пасху куличи пекли» апрель воспитатели,
«Красная горка» апрель воспитатели,
11. Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего» воспитатели,
12. Разучивание комплекса казачьих народных игр в течение проекта воспитатели
13. Оформление папки "Традиции казачества" февраль воспитатели
16. Оформление презентации "Масленица у казаков" март воспитатели
17. Проведение фоторепортажей по проекту ежемесячно воспитатели
18. Оформление презентации "Кто такие казаки" январь воспитатели
Заключительный
1. Подготовка презентации проекта апрель воспитатели
2. Выступление на педсовете май воспитатели
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
Ожидаемый результат:
1. Собрать предметы быта, фотографии по истории станицы и казачества в мини-музей.
2. Создание макета «Казачьего куреня»
3. Наличие достаточных условий в дошкольном отделении, обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине.
4. Формирование чувств национального достоинства.
5. Развитие у детей устойчивого интереса к культуре русского казачьего народа.
Результаты реализации проекта.
Продуктом педагогического проекта «реализации казачьего компонента» являются:
1. Тематические беседы
2. Фильм – презентация «Мой родной казачий край»
3. Стенд «Быт и жилище казаков»
4. Стенд «Традиции и обычаи казаков»
5. Стенд «Легенды казачьего края»
6. Создание патриотического уголка.
7. Создание в садике мини – музея казачества
8. Создание макета казачьего куреня
9. Проведение бесед и консультаций с родителями по патриотическому воспитанию
Была создана система работы по ознакомлению детей со своей малой родиной, ее историей и культурой.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в мировоззрении детей; способствовала сохранению духовного и исторического наследия Российского казачества; воспитанию уважения к отечественной истории; культурным ценностям и традициям народов, проживающих в нашем регионе.
В ходе реализации данного проекта было отмечено расширение знаний детей о родном крае. Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Перспективы развития проекта.
Данный педагогический проект «Условия успешной реализации регионального казачьего компонента» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально.
Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением работников библиотеки, дома культуры, казачьего общества.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо :
• разработать методическую базу (серию тематических бесед по ознакомлению с природой Донского края, легендами о реках ростовской области, достопримечательностями Семикаракорска и Семикаракорского района)
• создать фильмы – презентации по данным темам
• организовать экскурсию в краеведческий музей города Семикаракорска.
• организовать цикл экскурсий по городу.
Заключение
В ходе нашего исследования изучался инновационный подход к
внедрению регионального компонента в воспитательно - образовательный
процесс дошкольного учреждения. Было изучено становление исследуемой
проблемы в психолого-педагогической литературе, выявлены противоречия в теории и практике введения регионального компонента в воспитательно образовательную работу, изучена и внедрена в практику программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «регионального казачьего компонента». Исследование подтвердило гипотезу о том, что процесс внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ будет более эффективным, если его интегрировать во все образовательные области, используя при этом в проектной деятельности.
Вывод. Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания, развития многообразной культурной компетентности детей дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребенка. Реализация поликультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать : национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.
Формируя компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!
Список литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П, Г. П. Попова. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Вераксы Н. Е. Комарова Т. С., Васильева М. А. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М. : Мозаика – Синтез, 2010г.
3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. //Дошкольное воспитание, 2001. - № 2.
5. Григорьева Н. Растить гражданина. // Дошкольное воспитание, 2009. –
№ 3.
6. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
7. Жуковская Р. Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
8. Замятина Е. Память в наших сердцах. // Дошкольное воспитание, 2007. - № 5.
9. Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников. // Дошкольное воспитание, 2008. - № 4.
10. Кириллина М. Патриотическое воспитание. // Дошкольное воспитание, 2005. - № 5.
11. Кириллина М. Патриотическое воспитание: планирование работы по блоку «Родная страна».// Дошкольное воспитание, 2005. - № 1.
12. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2006. - №5.
13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю.
// Дошкольное воспитание, 2009. - № 2.
14. Мошнина О. Патриотическое воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2011. - № 4.
15. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание. - 2009. - №.10.
16. Поштарева Т. Патриотическое воспитание. // Дошкольное воспитание, 2010. - № 7.
17. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы.