Гиря Юлия
Проект развития театрально-игровой деятельности по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области
Составила воспитатель Гиря Ю. Н.
2023г.
Задачи развития театрально-игровой деятельности (пояснительная записка к проекту)
Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.
Публикация «Проект развития театрально-игровой деятельности по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси лебеди». Сценарии театральных постановок, драматизации
- Темочки
Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Принципы реализации проекта :
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Методы работы по проекту :
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
День недели Направления работы и методические приемы Содержание работы Примечание
Понедельник Развитие умений и навыков театрально-игровой деятельности (рассказ, беседа, рассматривание открыток с разными видами театра : оперный, балетный, драматический, кукольный игры-загадки) НОД «Что такое театр?».
Цель: формировать интерес к театру.
Задачи:
- расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить знания театров г. Димитровграда; продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример);
- развивать диалогическую беседу; ввести в активный словарь новые слова-понятия (Фойе, софиты);
- воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми; формировать умение соблюдать правила поведения в театре. Материал: театральная ширма, фигурки персонажей, электронная презентация «Знакомство с театром».
Конспект НОД – см. Приложение 1
Развитие умений и навыков театрально-игровой деятельности (беседа, показ, рассказ) Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи. Описание игры – см. Приложение 2.
Ознакомление с текстом литературного произведения (чтение текста вслух, беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций) Чтение сказки «Гуси-лебеди».
Программное содержание: Познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев. Закрепить правила поведения детей. Закрепить знания о домашней птице - гусе, где живёт, чем питается Необходимые оборудование и материалы: Книга с русской - народной сказкой «Гуси - лебеди». Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки для фланелеграфа, шаль для сказочницы, костюмы для инсценировки эпизода сказки (костюм яблони, корзина с яблоками, костюм Маши, черно - белые иллюстрации для раскрашивания по количеству детей, пиктограммы.
Вторник Развитие умений и навыков театрально-игровой деятельности (беседа, рассказ, рассматривание афиш, фотографий, билетов) Беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита) Организация в театральном уголке кукольного театра «Гуси-лебеди».
Фото - см. Приложение 3
Развитие творческих способностей (исполнительских) Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке
Среда Развитие умений и навыков театрально-игровой деятельности (развитие пантомимических умений, показ, рассказ) Выполнение пантомимических этюдов.
Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Описание этюдов – см. Приложение 4
Развитие умений и навыков театрально-игровой деятельности (развитие выразительности речи, рассказ, беседа, рассматривание открыток) Беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
Развитие творческих способностей (оформительских) (рассказ, показ, действие по образцу) ООД по аппликации «Изготовление театральных билетов к показу кукольного спектакля «Гуси – лебеди».
Цель. Закрепить знания дошкольников о театральных билетах, пригласительных открытках путем интеграции познания, социализации и художественного творчества. Конспект ОД – см. Приложение 5
Четверг Развитие творческих способностей (исполнительских) Репетиция кукольного спектакля «Гуси-лебеди»
Развитие творческих способностей (оформительских) (рассказ, показ, действие по образцу, демонстрация образцов афиш) ООД по ИЗО по теме «Изготовление театральной афиши к премьере спектакля «Гуси – лебеди»
Программное содержание:
Формировать эмоциональный отклик на произведение искусства «плакат». Формировать умение создавать плакаты – афиши к спектаклю, выражать образ спектакля в афише. Развивать умение красиво располагать детали на общей композиции. Закреплять умение вырезать по шаблону, вырезать симметричные фигуры, путем складывания бумаги пополам. Конспект ООД – см. Приложение 6.
Развитие творческих способностей (исполнительских) (упражнения, игра) Обыгрывание мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе
Пятница Закрепление знаний текста, развитие выразительности речи, организация коллективной игры НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по теме «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Цель: Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания. Оборудование: печка, дерево яблони с пиктограммами эмоций (яблоки, дощечки, ткань-речка, избушка, аудиозапись с голосом печки, яблоньки, речки, магнитофон, яблочки угощения для детей.
Конспект НОД – см. Приложение 7
Развитие творческих способностей (исполнительских) Репетиция кукольного спектакля «гуси-лебеди»
Организация совместной игры (игра, беседа об увиденном) Показ кукольного спектакля «Гуси-лебеди» перед родителями в рамках «Семейной гостиной» Сценарий спектакля – см. Приложение 8
Приложение 1. Конспект беседы «Что такое театр?»
Цель: формировать интерес к театру.
Задачи:
1. образовательные - расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить знания театров г. Димитровграда; продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример);
2. развивающие - развивать диалогическую беседу; ввести в активный словарь новые слова-понятия (Фойе, софиты);
3. воспитательные - воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми; формировать умение соблюдать правила поведения в театре.
Материал: театральная ширма, фигурки персонажей, электронная презентация «Знакомство с театром».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, вы были когда-нибудь в театре? Как вы себе его представляете, что такое театр? (примерные ответы детей)
Воспитатель: Да, театр – это красивое здание с большими высокими залами, с мягкими удобными креслами, с большими блестящими люстрами, высокой сценой, обрамленной бархатными тяжёлыми кулисами (занавесом, с оркестровой ямой, где располагаются музыканты с инструментами) Слайд № 2,3.
Воспитатель: А знаете ли вы какие театры есть в нашем городе? (примерные ответы)
Воспитатель: Да, вот посмотрите, это драматический театр. Очень красивое здание старинной постройки, где проходят спектакли, пьесы, драмы и сказки для детей (Слайд № 4). Димитровградский академический театр драмы им. Николая Островского находится рядом с Площадью Советов г. Димитровграда.
Воспитатель: А это театр-студия «Подиум». Расположен он на улице Димитрова (Слайд № 5)
Воспитатель: Как вы думаете, почему он называется студия? (ответы детей)
Воспитатель: Да, потому что в этом театре еще и обучают молодых или неопытных актеров.
Воспитатель: А это кукольный театр (Слайд № 6).
Ульяновский областной театр кукол был основан 1 апреля 1944 года под руководством артистов московской оперетты Николая Валентиновича и Марины Николаевны Миссюра. В афише театра есть спектакли по русским народным сказкам, а также по классическим произведениям современных и зарубежных авторов. Сегодня в репертуаре театра более 30 постановок, различных по тематике, жанру и художественной выразительности. В августе 2007 года Ульяновскому областному театру кукол было присвоено имя народной артистки СССР Валентины Михайловны Леонтьевой (Слайд №7).
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим путешествие в театр, чтобы познакомится с теми, кто там работает, но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Все эту сказку знали –
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат –
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
(слова С. Я. Маршака «В театре для детей»).
Воспитатель: Итак, мы с вами в театре, вы зрители, где вы будить сидеть? (ответы детей)
Воспитатель: Да в зрительном зале. Занимайте свои места. мы пришли пораньше, чтобы познакомится с теми, кто работает в театре, мы только что об них по говорили, а теперь на них посмотрим Воспитатель: посмотрите какой важный человек идет с папкой в руках. (Слайд № 8). Послушайте про него загадку:
Театральный он работник
Постановок «Дирижер»,
Управляющий спектаклем
Это верно …. (Режиссер)
Воспитатель: Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли артистов. Как вы думаете чему он учит артистов?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно. Назовите еще раз его профессию. Красивое слово – режиссер.
Послушайте следующую загадку:
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно.
Чтоб прошло все на «ура»
Свет дают …. (прожектора) (Слайд №9)
Воспитатель: Так кто же отвечает за освещение в театре?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Он – осветитель (Слайд №10)
Воспитатель: А без него пройдет спектакль хорошо, без заминки? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: конечно, осветитель направляет свет на сцену, чтобы зрителям хорошо было видно актеров, их лица, выражения глаз.
Воспитатель:
Чтобы смотрелось представление интереснее
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие …. (декорации)
(Слайд №11)
Воспитатель: Для чего нужны декорации?
(Ответы детей).
Воспитатель: Декорации создают художники-декораторы, оформляют сцену.
Воспитатель:
В оформлении лица
Парики, раскраска,
И шифоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это все для грима нужно.
Нужно все без спору
Художнику -… гримеру. (Слайд №12)
Воспитатель: А костюмы для артистов приготовил - … костюмер. (Слайд №12)
Воспитатель: (Слайд №13) А вот и актеры, исполнители ролей. их сценическую внешность создавали и художники, и гримеры, и костюмеры.
Воспитатель: Итак, ребята мы с вами сегодня узнали, что в создании спектакля участвуют множество людей. Давайте еще раз их назовем (Слайд 14) :
Режиссер
Осветитель
Гример
Костюмер
Художник
Актеры.
Воспитатель: Всем им наши аплодисменты.
Воспитатель:
Театр! Театр!
Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
(Слайд № 15)
Приложение 2. Подвижная игра «Гуси – Лебеди»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают : «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда-ров, который надо перепрыгнуть.