Татьяна Минчукова
Проект развитие творческих способностей детей через обучение игре на детских инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Минчукова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель ГККП «Детский сад № 2 «Балдырган» Акмолинская область г. Степногорск
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
ЦЕЛЬ:
Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ:
Обучающие :
1. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Публикация «Проект развитие творческих способностей детей через обучение игре на детских инструментах» размещена в разделах
2. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля
3. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие :
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3. Воспитание творческой инициативы.
ТИП ПРОЕКТА : творческий
СРОКИ: 1.10.2011 - 1.2.2012
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА : Музыкальный руководитель Минчукова Т. Н.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
ОСНОВА ПРОЕКТА : Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредствомобучению его игре на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку».Презентация «Наш оркестр».
МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ: Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютеры, принтер, видеокамера, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор. Детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.
Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»
(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Этапы Описание Сроки Ответственные
1этап Подготовительный - Работа с методической литературой; Октябрь. Муз. рук
-Подбор музыкального репертуара;
-Разработка перспективно-тематического
плана, разработка конспектов занятий.
-Диагностика музыкально-творческих
способностей детей старшего возраста.
-Подбор иллюстраций, создание картотеки
музыкальных инструментов.
2этап Основной -Цикл развивающих занятий по обучению Октябрь. Муз. рук
на детских музыкальных инструментах.
-Индивидуальные занятия, помогающие
одаренным детям показать свои способности,
проявить нания и умения в игре
детских на музыкальных инструментах
-Выступление на детских утренниках.
-Мастер класс для родителей по изготовлению
вместе с детьми самодельных шумовых
музыкальных инструментов.
-Оформление стендовой информации для родителей.
-Организация музыкальных уголков в группах.
-Приобщение родителей к оснащению
музыкальных уголков.
-Кружок для воспитателей (на котором Воспитатели
взрослые учатся играть на музыкальных
инструментах, для дальнейшей помощи детям)
3 эап Заключительный Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» Февраль
использованием иновационных технологий,
занятие концерт «Веселые музыканты», конкурс
рисунков «Мы рисует музыку», оформление
фотовыставки. Презентация «Наш оркестр».
Методическая литература:
1. Барсова И. Книга об оркестре. - М. : Музыка, 1969
2. Бублей С. Детский оркестр. - Л. : Музыка, 1985
3. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М. : Музыка, 1976
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М., 1978
5. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1968
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947