Александра Бочарова
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Публикация «Проект „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
• Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта :
• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап - составление плана работы:
- развитие речи детей средствами народного творчества;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап - работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества :
-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап – работа с родителями:
- консультации по теме проекта;
- создание тематических папок с приобщением родителей;
- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
1-й этап
Направление и содержание работы
- Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте.
- Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
2-й этап
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
- Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
- Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.
- Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
- Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
3-й этап
Содержание практической деятельности с детьми
- Показ кукольного театра по сказке «Колобок»
- Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…»
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» .
- Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» .
- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
- Показ сказки «Колобок» (куклы - марионетки) .
- Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко» .
- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок» : чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.