Гузова Наталья Николаевна
Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов игр»
Вид проекта – творчески-познавательный
Участники проекта — воспитатель, дети 1-ой младшей группы, родители.
По продолжительности – проект долгосрочный (рассчитан на один год)
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И. И. Павлов)
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.
Не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни. Речь помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
На сегодняшний день проблема развития речи достаточно актуальна.
Особенно актуальна данная проблема для детей раннего возраста, речевое развитие которых затруднено в силу их физиологических особенностей, либо по причине крайне малого словарного запаса ребёнка.
Благоприятным условием для развития речи младших дошкольников, обогащения их словаря, несомненно, является игра. Знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности. Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний.
Однако для детей, имеющих затруднения в речевом развитии, актуальность приобретают иные (оригинальные, неординарные, характеристичные) способы и формы обогащения как словарного запаса, так и способности индивида эффективно устанавливать контакты и взаимодействовать с окружающими, т. е. развивать коммуникативные способности.
Цель: формирование речевой деятельности через создание развивающей среды, стимулирующей речевую активность детей.
Задачи:
- сформировать у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы;
- обогатить среду элементами, стимулирующими развитие речи ребёнка;
- развить внимание, воображение и творческие способности посредством использования оригинальных способов и форм работы;
- совершенствовать предметно – пространственную развивающую среду группы;
- привлечь родителей к сотрудничеству в развитии речи детей.
Предполагаемые результаты:
- дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
- умеют вести диалог с воспитателем, слушают и понимают заданные вопросы, понятно отвечают на них;
- у родителей появился интерес к играм и совместной с детьми игровой деятельности.
Теоретическое обоснование:
Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л. С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:
— Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.
-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
-Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.
Во время игры активно работают все психические процессы ребё нка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Предполагаемый результат:
• Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
• Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
• Игровые центры пополнены новыми атрибутами: костюмами, масками для игр детей.
• У родителей появится интерес к играм и совместной с детьми игровой деятельности.
План проекта.
Подготовительный этап.
Цель: Повышение компетентности по теме проекта.
Изучение педагогической литературы:
— С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика»
— О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
— С. Н. Карпова, М. А. Степанова «Особенности связной речи дошкольников с взрослыми и сверстниками».
2. Изучение периодической печати:
— Журнал «Дошкольное воспитание».
— Журнал «Воспитатель ДОУ».
— Журнал «Ребёнок в детском саду».
Основной этап.
Цель: Развитие речевой активности детей. Включение каждого ребёнка в игровую деятельность.
1. Отбор материала
2. Анализ методов и приёмов
3. Распределение материала, составление плана – проекта.
— дидактические игры
— подвижные игры
— сюжетно-ролевые игры
Заключительный этап.
1. Период осмысления результатов.
2. Диагностика детей.