Виктория Гринева
Проект «Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
творческо-информационный, познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность: В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества организованного сотрудничества зависит какой будет психологическая компетентность родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания, будут ли родители активно участвовать в развитии своего ребенка.
Публикация «Проект „Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Ознакомление с животным миром развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где развитие психических процессов осуществляется через наблюдение и ознакомления с живой природой.
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности.
В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Цель проекта:
Создание условий для развития психических процессов у младших дошкольников (память, внимание, мышление, воображение, речь) посредством ознакомления детей с животным миром.
Задачи проекта:
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.
Образовательные Задачи:
Углубить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных.
Учить детей ухаживать за животными.
Учить детей правильному общению с животными.
Познакомить родителей с разновидностями игр, направленных на развитие психических процессов, провести обучающие практикумы, как индивидуальные, так и групповые.
Развивающие задачи:
Развивать психические процессы у детей: память, внимание, мышление, воображение, речь;
Развивать элементарные представления о животных.
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный.
Исходя из интереса детей, проводится опрос, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. (Опрос (выявить уровень знания детей о многообразия животного мира; беседа о домашних питомцах) «Круглый стол» (обсудить цели и задачи проекта, создание условий для реализации проекта; сформировать интерес у детей.) Подбор литературы (методической и художественной) Оформление родительского уголка)
2 этап – Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. (Выполнение проектной работы с детьми)
3 этап – Итоговый.
Сбор и обработка методических и практических материалов. (Обработка и оформление материалов проекта. Презентация проекта: Конкурс рисунков и фотографий на тему «Мое любимое домашнее животное»; Коллективная работа «Лесные жители»)
Работа с детьми: перед началом работы по проекту выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов. Например:
Как называются детеныши животных? Какие части тела есть у животного? Где живут дикие и домашние животные? Почему их так называют? Чем питаются животные? Как они себе добывают пищу? Как они передвигаются? Для чего нужны животные?
План работы:
Развитие памяти:
Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысенька", «Кот на печку пошел», "Котик-коток", «Как у нашего кота…», А. Барто «У меня живет козленок». Заучивание стихотворений, пословиц, загадок про диких и домашних животных.
Чтение и заучивание стихов о животных: - развивать речь, память. Словесно -дидактическая игра «Какая лиса»:- учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
Образовательная ситуация «Как звери хвостами хвастались» - закрепить знания о диких животных
Дидактическая игра «Собери картинку» - учить собирать картинку из частей
Беседа «Жили - были …»-предложить детям вспомнить героев (диких животных) русских народных сказок
Словесные игры «Кто где живёт?», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»
-расширить у детей знания о домашних животных, учить разбираться в их повадках и потребностях, уточнить степень ответственности, развивать речь, память.
Развитие речи:
Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное",
Описание «Любимое животное» (игрушка,
Чтение: К. И. Чуковский «Путаница", народная сказка «Волк и лиса», В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…». Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» - учить пересказывать, подражая персонажем, «Волк и семеро козлят»- предложить детям пересказывать сказку, подражая героям.
Составление рассказа о волке, медведе- развивать речевые умения.
Речевое занятие «Не ходи, козочка, в лес»-учить составлять короткий рассказ.
Ситуация общения «У кого домик лучше» - уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища жилище диких животных.
Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих: Игра - драматизация «Теремок», Словесно - дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу, Настольно-печатная игра «Мамы и детки», лото «Профессии», «Животный мир»: - воспитывать любовь и уважение к животным, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь. Словесные игры: «Во дворе», «Кто, как кричит?», «Отгадай, кто к нам пришел?», «Громко- тихо».
Беседы : "Кошка и собака - наши милые друзья", "Значение животных в жизни человека», «Домашние животные - наши друзья», «Безопасность при обращении с незнакомыми животными» Беседы о многообразии животного мира, сравнение диких и домашних животных;
Развитие воображения:
Рисование: «Дорисуй котенка», «Избушка трех медведей», «Наш дружок- хомячок», «Щеночек», «Мышонок в норке», «Козленочек», «Ежик»
- учить рисовать, используя понятия цвет и форму, «Жираф».
Предложить детям раскрасски по теме: «Лесные животные», «Домашние животные», «Лиса»- развивать моторику рук.
Аппликация: «Зайчик», «Хома- хомячок», «Черепаха», «Кролик», «Кошечка».
Лепка: «Черепашка», «Мишка - топтышка», «Пластилиновые кошки и коты», «Обед для собачки»
Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам», "О чем я говорю?" (взрослый описывает какого-либо животного; ребенок должен угадать, о каком животном идет речь).
Придумывание продолжения сказок и рассказов о животных, птицах.
Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Рассказ – беседа «Дикие животные»- обогащать представления детей о диких животных
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»- развивать моторику рук
Сюжетно-ролевая игра: «Покатаем на машине.», «Пожалеем кошечку…», «Полечим Мишку…», «Семья», «Зоопарк», «Зоомагазин», «Ветеринарная клиника». -развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к животным; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; знакомить с новыми профессиями.
Развитие мышления:
Дидактические игры: "Кто где живет?", «Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?«, "Угадай, кто спрятался?«, "Угадай, что изменилось?»,
Рассматривание и сравнение «кошки и собаки», «Построй по росту», «Разложи картинки», «Окончание слов», "Найди лишнего",
Беседа: «Кто в домике живёт?», «Как ухаживать за питомцем», «Чем помочь тебе зверёк?», «Ответственность и желание поиграть».
Развитие внимания:
Рассматривание следов животных (на прогулке) - развивать наблюдательность, внимание.
Дидактические игры «Найди маму» - учить называть и находить диких животных и их детенышей. "Сложи картинку«, "Как пройти к зайке", "Найди два одинаковых предмета»;
Чтение художественных произведений- учить внимательно, слушать и пересказывать отрывки.
Загадки про животных – учить внимательно слушать.
Пальчиковые игры на тему «Домашние животные»
Работа с родителями
Задачи:
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление;
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь родителей к сотрудничеству
Формы работы:
Беседа «Любимое животное - игрушка вашего ребёнка дома»
Составление макета «Дикие животные»
Беседа «Поиграйте с ребёнком дома»
Консультация для родителей на темы: «Животные Курского края», «Домашнее животное и ребёнок», «Зачем ребёнку домашнее животное?», «Дети и домашние животные. Кто, когда и зачем», «Животные –наши друзья»
Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентаций по теме проекта.
Участие в создании выставки рисунков «В мире животных»;
Конкурс поделка из природного материала на тему: «Мой любимец»
Участие в создании газеты «Интересные факты о диких и домашних животных»
Изготовление тематических альбомов.
Предполагаемый продукт проекта:
Газета «Интересные факты о диких и домашних животных».
Выставка совместных творческих работ детей и воспитателей.
Выставка рисунков совместное творчество детей и родителей «Мое любимое животное»;
Презентация тематических альбомов.
Сотворчество детей и родителей – книжки-малышки о животных.
Увеличение семей, занимающих развитием психических процессов детей.
Практическая значимость:
Проблема взаимоотношений ребенка с животными еще полностью не исследована. Поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.
Выводы:
Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
Исследовательская деятельность помогла развитию психических процессов детей, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.