Сулейменова Ольга Петровна
Проект «Разукрасим мир стихами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разукрасим мир стихами»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Солнцевский детский сад
Информационно-творческий проект
«Разукрасим мир стихами»
Старший дошкольный возраст
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории:
Сулейменова Ольга Петровна.
с. Солнцевка, 2024 г.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к
гармонии русского слова, сердце преиспол-
нится чувством изящного, пусть поэзия
действует на них, как музыка.»
В. П. Белинский
Введение:
Публикация «Проект „Разукрасим мир стихами“» размещена в разделах
Одним из главных приобретений ребёнка дошкольного возраста, является овладение родным языком. В этом возрасте дошкольники должны овладеть таким словарным запасом, который позволит им общаться со сверстниками, взрослыми и в дальнейшем успешно учиться в школе. Чтобы к концу дошкольного возраста речь ребёнка стала более содержательной, выразительной и достаточно точной. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет ребёнок им пользоваться в дальнейшем общении. Именно в дошкольном возрасте необходимо вызвать активность речи, иначе ребёнок будет отставать в развитии.
Актуальность и педагогическая значимость:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, развитие и становление фонетической, лексической и грамматической стороны речи. В развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у дошкольников любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, умения воспринимать и выразительно читать стихи. С раннего возраста необходимо закладывать любовь к художественному слову и воспитанию художественного вкуса. Поэтические произведения расширяют представления детей об окружающем мире, развивают умения чувствовать художественную форму, мелодичность и ритм родного языка. Чтение и заучивание стихов даёт возможность формирования у детей звуковой культуры речи, помогает овладению выразительности речи (тона, тембра и силы голоса, интонации, выработке четкой дикции). В детском саду заучивание стихов является важным воспитывающим и обучающим моментом в развитии творческих способностей воспитанников. Метод заучивания стихов в детском саду – является наиболее действенным в развитии ребёнка. А создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов дошкольников – одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного образования в России.
Анализ ситуации:
После проведения анкетирования между детьми и родителями посещающими группу, было выявлено, что не только дети, но и родители не знают советской классики лирических произведений, не владеют информацией о значимости заучивания стихов. Родители познакомились с целями и задачами проекта и полностью его поддержали. Совместная работа педагогов, детей и родителей в рамках проекта получилась плодотворной и творческой.
Постановка проблемы:
В настоящее время развитие речи дошкольников стала актуальной и значимой проблемой. Увлечение детьми компьютером, недопонимание родителей значения художественной литературы в дальнейшем развитии ребёнка – проблема нашего времени. Современные родители, к сожалению, мало уделяют внимания творческому развитию детей, в плане знакомства с произведениями советских и российских детских поэтов и писателей, так как считают их устаревшими. Приобщение же дошкольников к художественной литературе и является незаменимым фактором в развитии личности ребёнка.
Цель проекта :
Сформировать у детей и родителей заинтересованность в знакомстве с поэтическими произведениями и потребность их выразительного чтения.
Задачи проекта :
- сформировать интерес к художественной литературе;
- познакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
- развивать умения слушать и понимать поэтические произведения;
- создать благоприятные условия для заучивания поэтических произведений;
- развивать у детей творческую фантазию при чтении стихотворений, памяти, внимания, мышления;
- проинформировать родителей о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития выразительной речи, самосознания и всестороннего развития ребёнка;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, через поэтические произведения.
Участники проекта : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации проекта : Долгосрочный, 6 месяцев.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (сентябрь) :
- Проведение анкетирования «Какие вы знаете лирические произведения советских и российских поэтов?»
- Подборка материала по данной теме;
- Проведение консультации для родителей «Пять минут стихов каждый день»;
- Подборка лирических произведений для старших дошкольников;
- Распределение материала между участниками проекта;
- Разработка перспективного планирования.
Основной этап:
Сроки проведения.
Тема. Мероприятия Цель
Октябрь
Есенинские чтения Познавательная деятельность:
- конкурс чтецов «Есенинские чтения»;
- выставка книг и оформление книжного уголка «Закружилась листва золотая…»
Социально-коммуникативная деятельность:
-посещение выставки в библиотеке МБОУ Солнцевская СОШ «Красота русской природы в творчестве С. Есенина»
Художественно-эстетическая деятельность:
- выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп»
Взаимодействие с родителями:
-консультация «Способы заучивания стихов»;
-изготовление папки-передвижки для родителей «Как организовать домашнюю библиотеку для детей»;
Беседы:
-«Осень золотая в мире лирики»;
-«Березы нашего села»;
-«Наш Есенин»- о жизни и творчестве поэта; Познакомить с красотой русской природы на примере лирических произведений.
Развивать умения передавать чувства и эмоции о прочитанных стихотворениях в творческих работах.
Ноябрь
Поэты детям
Познавательная деятельность:
- конкурс чтецов «Мои любимые стихи»;
- выставка книг и оформление книжного уголка «Книжная палитра»;
-инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Социально-коммуникативная деятельность:
-экскурсия в сельскую библиотеку «Советские поэты детям».
Художественно-эстетическая деятельность:
-конкурс рисунков «Усатый-полосатый»;
-коллективная работа «Стихи в рисунках»
Взаимодействие с родителями:
-круглый стол с детьми и родителями «Мой любимый поэт»;
-консультация «Какие книги нужно читать детям»
Беседы:
-«Что такое доброта?»
-«Любишь ли ты книги?» Побуждать интерес к творчеству детских писателей и выражению своих эмоций, при исполнении стихотворений.
Развивать умения воспитанников инсценировать стихотворные произведения, передовая эмоции и чувства героев.
Познакомить родителей с содержанием библиотеки поэтических произведений, соответствующих старшему дошкольному возрасту.
Декабрь
Волшебница Зима
Познавательная деятельность:
-экскурсия в парк «Поет зима аукает…»;
-конкурс чтецов «Волшебница зима»;
-развлечение «Зимние игры и забавы»
Социально-коммуникативная деятельность:
-совместный квест с Солнцевским ДК «Зимняя сказка»;
Художественно-эстетическая деятельность:
-конкурс аппликации из ажурных салфеток «Чародейкою зимою…»;
-выставка поделок «Мой любимый снеговик!»
Взаимодействие с родителями:
-конкурс снежных фигур «В гостях у сказки»;
-консультация «В мире детских эмоций и чувств»
Беседы:
-«Где рождается снег?»;
-«Мороз-гололед!»;
-«Как образуется иней?» Формировать умение с помощью стихов передавать красоту русской зимы.
Развивать умения, совместно с родителями, воплощать в снежных фигурах героев прочитанных произведений.
Воспитывать культурного и благодарного слушателя.
Январь
Великое чудо-семья!
Познавательная деятельность:
-образовательная деятельность «Моя семья-моя гордость!»;
-встреча с героем-интернационалистом Зейбель В. К.
Социально-коммуникативная деятельность:
-круглый стол «Рецепты моей бабушки»;
Художественно-эстетическая деятельность:
-альбом «Генеологическое древо моей семьи»;
Взаимодействие с родителями:
-консультация «Традиции моей семьи»;
-фотовыставка «Моя замечательная семья»
Беседы:
-«Семьи большие и маленькие»;
-«Семья глазами ребенка»;
-«Сердце семьи». Развивать творческие способности и умения при повествовании о своей семье.
Предоставить возможность для самовыражения при чтении стихов.
Формировать уважительного отношения к традициям каждой семьи.
Воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к своей семье.
Февраль
Край ты мой родной!
Познавательная деятельность:
-конкурс чтецов «Край ты мой родной!»
Социально-коммуникативная деятельность:
-посещение музея немецкого центра;
Художественно-эстетическая деятельность:
-конкурс рисунков «Вот моя деревня, вот мой дом родной»;
Взаимодействие с родителями:
-фотовыставка «Край ты мой любимый, край ты мой родной»;
-консультация «Читаем детям, читаем вместе с детьми»
Беседы:
-«С чего начинается Родина?»;
-«Моё село»;
-«Достопримечательности родного края». Познакомить с прошлым и настоящим малой родины, через стихи местных поэтов.
Воспитывать гордость, любовь и уважение к родному краю.
Воспитание любви к малой Родине, чувства уважения и гордости за свое село и односельчан.
Заключительный этап (подведение итогов) :
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе информационно-познавательной деятельности воспитанников. Подвели итоги проекта.
Дети начали проявлять больше инициативы в чтении стихов наизусть разных поэтов. Большинство детей стало выразительно читать стихи наизусть, выражать свои эмоции и чувства при прочтении поэтических произведений.
Родители заинтересовались темой проекта, приняли активное участие в его реализации, что помогает в работе по развитию речевых и познавательных интересов дошкольников.
Управление и обеспечение проекта :
Материально-техническое:
- Компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат.
Методическое:
1 .«Ребёнок и книга» Пособие для воспитателей детского сада под редакцией В. И. Логиновой, Санкт-Петербург, 1996г.
2.«Литература и фантазия» составитель Л. Е. Стрельцова, Москва, «Просвещение»,1992г.
3.«Расскажи стихи руками» Т. Ю. Бардышева, Москва, «Карапуз», 2012г.
4.«Пальчиковые игры» А. Е. Белая, В. И. Мирясова, Москва, «Астрель», 2003г.
5.«Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» Е. А. Алябьева,Москва,.«Сфера», 2012г.
6. «Большая поэзия для маленьких детей» Л. Бурмистрова, Москва, «Мозаика Синтез» 2011г.
7.«Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Москва, «Сфера», 2008г.
Информационное:
- альбом «Солнцевка-край мой сибирский, родной!»;
- фотографии, иллюстрации, портреты поэтов, картины времен года
Финансовое:
- использование благотворительной родительской помощи для приобретения грамот и поощрительных призов победителям конкурсов.
Оценка результатов проекта :
В проекте участвовало 23 воспитанника подготовительной группы. На начало проекта были выявлены следующие уровни знаний по данной теме: высокий – 15%, средний – 39%, низкий – 46%. По завершению проекта результаты значительно улучшились: высокий – 62%, средний – 38%. Проект получил высокую оценку родителей.
Критерии и показатели эффективности проекта :
- объединение усилий педагогов и родителей в решении проблемы познавательного и речевого развития дошкольников;
- внедрение новых форм и методов деятельности по познавательному, художественно-эстетическому и речевому развитию дошкольников;
- повышение качества знаний эстетической и нравственной культуры;
- повышение уровня воспитанности;
- вовлечение всех участников образовательного процесса в реализацию данного проекта.
Описание достигнутых (или предполагаемых) образовательных результатов:
Дети овладели различными видами запоминания поэтических произведений, повысился уровень знаний о детской поэзии. Возрос интерес к выразительному чтению стихов, умению эмоционально передавать настроение произведения. У детей улучшилась память, внимание, речь и творческие способности.
Родители, получили новую и полезную информацию по данной теме, ознакомились с приемами мнемотехники для заучивания стихов.
Реализация проекта позволила сформировать у детей познавательные и художественно-эстетические навыки.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта :
В ходе проекта воспитанники получили знания о советских и российских лирических произведениях, познакомились с авторами детских стихов. В процессе знакомства у детей вырос интерес к поэтическим произведениям. Проект побудил детей к выразительному чтению стихов, передачи своих эмоций во время чтения. Такая работа помогает формировать у детей, эмоционально-эстетическое восприятие прочитанного, развивает память, мышление. Совместная работа по подготовке проекта сблизила педагогов, детей и родителей.
Работу в данном направлении решено продолжить, в рамках обмена опытом провести конкурс чтецов совместно со школьной библиотекой. Направить материал лучших выступлений на конкурс для детей в центр «Дом педагога».