Виолетта Пичурина
Проект «Разноцветный мир диатонических колокольчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальное впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности. А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретёт новое звучание. Дети почувствуют себя настоящими артистами, что приведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети будут играть не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам, что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.
Диатонические колокольчики развивают музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, формируют навыки вербального и невербального общения, способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Совместное музицирование на диатонических колокольчиках способствует развитию таких немало важных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучению. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков. На партитурах нарисованы цветные кружки-ноты соответствующие цвету диатонических колокольчиков.
Комплект колокольчиков состоит из 8 штук. Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» 1й октавы, до ноты «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветовые обозначения нот соответствуют цветам радуги: До 1-ой октавы – красный; Ре – оранжевый;
Ми – жёлтый; Фа – зелёный; Соль – голубой; Ля – синий;
Си – фиолетовый; До 2-ой октавы – белый.
На длительность звука указывает размер кружка – ноты: маленькая - короткий звук, большая нотка – длинный. Короткий звук играется одним ударом колокольчика, а длинный встряхиваем.
Паспорт проекта
Название проекта: «Разноцветный мир диатонических колокольчиков»
Автор: Пичурина В. А.
Вид проекта: творческо-познавательный
Длительность проекта: краткосрочный.
Реализация проекта: 09.10.2024 – 30.12.2024
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели.
Интеграция областей: Художественно-эстетическое. Музыкальное. Познавательное. Социально-коммуникативное.
Цель проекта: Укрепление физического и психического здоровья детей через развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Задачи:
- Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться
играть на них.
- Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
- Развивать целый комплекс музыкальных способностей.
- Научить правильным приемам звукоизвлечения.
- Научить читать по цветным партитурам.
- Познакомить с нотной грамотой.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. Диатонические колокольчики – это самая доступная форма музицирования в детском саду. Игра на диатонических колокольчиках всегда приносит детям радость и удовольствие, ведь каждый диатонический колокольчик обладает определенной высотой звука, тембром (характерной окраской) и громкостью. Дети с большим желанием погружаются в процесс обучения и даже не замечают той большой учебной работы, которая проводится и от которой они не устают, потому что сами принимают в ней участие. Обучение игре на диатонических колокольчиках помогают раскрыть творческие возможности и музыкальные способности каждого ребенка, снять напряжение и всякого рода комплексы и зажимы.
Цель проекта: Укрепление физического и психического здоровья детей через развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Задачи:
- Способствовать желанию играть на диатонических колокольчиках, правильным приемам звукоизвлечения, читать по цветным партитурам.
- Развивать целый комплекс музыкальных способностей: чувство ритма (чередование коротких и длинных звуков, движение мелодии (вверх, вниз).
- Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться
играть на них.
- Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
Предварительная работа: Беседа с детьми о диатонических колокольчиках. Знакомство с диатоническими колокольчиками. Знакомство с цветными партитурами. Подбор музыкального репертуара, изготовление наглядного пособия. Инструментальная деятельность.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук. Диатонические колокольчики. Цветные партитуры, набор длительностей (длинные, короткие, магнитная доска, музыкальный репертуар.
Этапы реализации проекта.
Проект проводился в три этапа:
I этап - подготовительный. Беседа с детьми о диатонических колокольчиках. Знакомство с диатоническими колокольчиками. Знакомство с цветными партитурами. Подбор музыкального репертуара, изготовление наглядного пособия.
№ Наименование мероприятия Сроки
1 - Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по знакомству с диатоническими колокольчиками
- Составление плана.
– Подбор познавательных статей.
9.10.2024 -16.10.2024
2
- Изучение методической литературы.
17.10.2014 – 20.10.2024
3 – Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка конспектов занятий проекта.
21.10.2024 – 27.10.2024
4 – Подбор и составление иллюстративного и видеоматериала, художественной литературы;
- Изготовление атрибутов, пособий для игры на диатонических колокольчиках;
- Изготовление картотеки репертуара для игры на диатонических колокольчиках.
28.10.2024 – 03.11.2024
II этап – Практический (основной) – реализация проекта. Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний о музыкальных инструментах, в частности диатонических колокольчиках., о способах игре на них, о названиях нот и их нахождении на нотном стане. Использование коммуникативной, игровой, познавательной, художественной деятельности.
№ Наименование мероприятия Сроки
1 Беседа с детьми о музыкальных инструментах. Знакомство с диатоническими колокольчиками
05.11.2024 -8.11.2024
2 Знакомство со способами игры на диатонических колокольчиках 12.11.2024 – 15.11.2024
3 Знакомство с цветными партитурами, названиями диатонических колокольчиков 19.11.2024 – 22.11.2024
4 Чтение цветных партитур 26.11.2024 – 29.11.2024
5 Знакомство с партитурой «Хрустальные слезки зимы» 3.12.2024
6 Изучение партитуры «Хрустальные слезки зимы» О. Воеводиной 05.12.2024 – 25.12.2025
7 Показ оркестра «Хрустальные слёзки зимы» на новогоднем утреннике 26.12.2024
III этап – Итоговый (заключительный). Подведение результатов.
№ Наименование мероприятия Сроки
1 Фотоколлаж «Играем на диатонических колокольчиках».
30.12.2024
2 Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей «Волшебный мир диатонических колокольчиков»
30.12.2024
3
Новогодний праздник
26.12.2024
Формы работы с детьми:
Беседы;
Объяснение;
Показ;
образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность со взрослыми.
Материальные ресурсы:
музыкальные инструменты (колокольчики, диатонические колокольчики, треугольник, металлофоны);
ноутбук;
цветные партитуры;
музыкальный репертуар.
Методические ресурсы:
справочная литература;
научно-методическая литература;
художественная литература.
Методы реализации проекта:
игровые;
практический;
наглядные;
словесные.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня знаний детей о диатонических колокольчиках, их возможностях. В ходе реализации проекта способствовать развитию интереса детей к общим формам музицирования - оркестру, формировать сплоченность в коллективе. Развивать музыкальные способности. Такие как чувство ритма, интонация, мелодический слух.
Используемая литература
- «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» О. П. Радынова, Л. Н. Комисарова Изд. 2-е испр. и дополн. - Дубна: Феникс,2014.-332.
- «Наш веселый оркестр.» Каплунова И., Новоскольцева И. Часть1. Методическое пособие с аудио- (2cd) и видео (dvd) приложениями Изд-во «Невская Нота», СПб. – 2013.
Отчет по проекту
Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, импровизируют мелодии, проявляют интерес к инструментальной деятельности.
И в заключении хотелось бы сказать, умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.