Татьяна Панова
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста. Проект «Путешествие в мир сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разработала воспитатель высшей категории
МБДОУ 19 детский сад «Ласточка».
Татьяна Николаевна Панова.
Вид проекта : Долгосрочный (Октябрь - май 2014-2015
год).Этапы проекта :
1. Подготовительный,
Изучение методической литературы;
Подбор художественной литературы;
Подготовка дидактических игр.
2. Реализация проекта.
Заучивание и обыгрывание; стихотворений, песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций;
Публикация «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста, Проект „Путешествие в мир сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Дидактические, сюжетно ролевые игры «Я и кукла», «К кукле в гости»,
«Искупаем малыша», «Кукла Катя умывается», «Угостим куклу Катю чаем»,
«Оденем куклу на прогулку», «Гуляем с куклой», и т. д.
3. Заключительный этап,
НОД итоговое; «День рождения у куклы Кати». Или «Путешествие в мир
игрушек»
Ожидаемый результат; обогащение игрового опыта у детей, воспитание чувства
коллективизма, сопереживания.
Основные результаты, которые предполагается получить по окончании проекта :
Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом- заместителем;
связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое
партнером.
Актуальность проекта :
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его
личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в семье
и детском саду. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и
качествами окружающих предметов, подражать взрослым в их поступках, речи,
мимике. Играя, малыш как бы ставит себя в положение взрослого, которому
подражает. Много кратно повторяя один и тот же сюжет (например кормление
куклы, ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими,
приобретает первые трудовые навыки.
Все это происходит только в том случае, если игры находятся под наблюдением
взрослого, если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего
будет отсутствовать умение играть как самостоятельно так и с партнером.
Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиваниюкуклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру,
требуют новых игрушек.
В играх с близкими, родными, а затем и в самостоятельной игре ребенка
реализуется его нравственный опыт, накопленный в семье и детском саду.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют
наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться
со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру
ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок
получает впервые урок коллективного мышления.
На разработку проекта повлияла необходимость научить детей действовать с
игрушкой, необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и
взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет
значима та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую
деятельность и сознание ребенка.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята
модель взаимодействия педагог- дети- родители.
Цели проекта :
1. Развивать наглядно- действенное мышление, стимулировать поиск новых
способов решения практических задач при помощи различных игрушек, предметов,
предметов- заместителей.
2. Воспитание навыков бережного отношения к игрушкам.
3. Активизировать мыслительную деятельность у детей.
4. Способствовать активному развитию речи, увеличению словарного запаса.
5. Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Для детей;
1. Способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием. Учить
детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных
качеств используемого предмета. 2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать
детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к
дальнейшим действиям.
3. Воспитыватьб желание действовать с игрушкой обыгрывать ее, беречь и
заботится о ней.
Для педагога:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение,
высказываться.
2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение
посредством сюжетно- отобразительной игры, стимулировать ребенка
повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
3. Закреплять образы любимых героев, навыки и умения, полученные в
организованной деятельности.
Участники проекта :
Дети, педагоги, родители.
Формы реализации проекта;
1. Игровые ситуации.
2. Чтение литературы.
3. Дидактические игры.
4. Сенсорное развитие.
5. Сюжетные игры.
6. Конструирование.
7. Рисование.
8. Физкультура,
9. Подвижные игры.
Перечень игр в группе младшего дошкольного возраста
№ 2 «Солнышко».
1. Кукольный уголок. Материалы и пособия- стол стулья. Атрибутика для
создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по
величине куклам, телефон часы, картины с героями сказок. Куклы пластмассовые
разного размера, с подвижными частями тела.
2. Уголок «Ряжения». Стойка. Одежда на плечиках, зеркало. Аксессуары
сказочных персонажей, шапочки, юбки, воротнички, бусы, ленты, косынки. Цели и задачи:
Расширять представления детей о возможностях игры с куклой.
Закрепить знания детей о предметах одежды и мебели.
Упражнять в различении и познании цветов.
Стимулировать использование в речи глаголов и прилагательных.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к кукле.
Развивать внимательность, наблюдательность.
Дидактические игры на развитие сенсорики.
«Кукла обедает», «К куклам в гости», «Я и кукла», «Угостим куклу чаем».
Дидактические игры по работе с предметами:
«Оденем куклу» - лото и картинки по теме, «Уложим куклу спать»- набор по теме
для фланелеграфа.
3. Парикмахерская. Зеркало, расчески, щетки, игрушечные наборы для
парикмахерских, фены, банты, заколки.
Цели и задачи:
Уточнить знания о прическе, о парикмахерской.
Привести себя в порядок, внешний вид.
Закрепить знания о предметах в парикмахерской.
Активировать словарь: расческа, бант, заколка.
Стимулировать использование в речи простых предложений.
Закрепить знание цветов, величины.
Развивать внимательность, наблюдательность.
Дидактические игры на развитие сенсорики:
«Куклы собираются на бал», «Кукле делаем прическу»- картинки и лото по теме.
Дидактические игры по работе с предметами:«Зеркало», набор расчесок 4 основных цвета, «Завяжем кукле бантик»- набор
бантиков по цвету. Набор картинок по теме.
4. Спальня. Кроватка, постельные принадлежности.
Цели и задачи.
Закреплять знания детей о постельных принадлежностях, активизировать
словарь детей (подушка, простынка, одеяло).
Закреплять знание основных цветов.
Использовать в речи простые предложения.
Закреплять последовательность раздевания перед сном, одевания после сна.
Развивать игровую деятельность.
Дидактическая игра на развитие сенсорики:
«Уложим куклу спать», «Оденем куклу после сна».
Дидактические игры с предметами :
«предметы постельного белья»- основные цвета,
Кроватки по количеству кукол- 4 шт. Картинки по теме.
5. Кухня. Наборы столовой и чайной посуды, стол стульчики.
Цели и задачи:
Закреплять умение детей правильно держать ложку. Пользоваться чашкой,
говорить «спасибо», учить совершать цепочку последовательных действий.
Закреплять знания посуды, активизировать словарь (тарелка, ложка, чай, чашка,
блюдце ложечка). Использовать в речи простые предложения.
Дидактические игры на развитие сенсорики:
«Угостим куклу чаем», «Накормим куклу кашей». Картинки и лото по теме.
6. Магазин. Овощи, фрукты. Коробочки. Бублики, булки. Сумочки. Корзинки.
Цели и задачи: Учить детей игровым действиям, различать овощи фрукты.
формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать
дружеские взаимоотношения. 7. Больница. Набор игровой «Доктор», халат, шапочка, косынка.
Цели и задачи: Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному,
доброту, отзывчивость, культуру общения.
Дидактические игры на развитие сенсорики:
«Кукла заболела», «Айболит». Картинки и лото по теме.
Дидактические игры по работе с предметами.
«Больница для зверей», предметы- заместители. Картинки и лото по теме.
8. Гараж. Строительный набор крупного размера, комплект машин основного
цвета.
Цели и задачи:
Развивать игровую деятельность детей, использовать в речи простые
предложения, активизировать словарь детей (машина, едет, гараж).
Закреплять знания основных цветов.
Дидактические игры :
«К куклам в гости», «Поезд», «Едем, едем мы домой…».
Используемые произведения для обыгрывания;
А. Барто- Грузовик, Лошадка, Мячик, Зайка, Козленок, Кораблик, Мой пес, Машенька,
Модница, В зеркале, Маша обедает, Я лежу болею.
Сказки для театрализованной деятельности :
«Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», обыгрывание потешек и песенок.
Дидактическая игра «Наш малыш».
Цель игры : Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить малыша
кашей, вытирать рот салфеткой. Формировать доброе отношение к младшим
детям. Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.
Оснащение: кукла- «малыш», кукольная посуда.
:На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
Повяжу тебе салфетку-
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.
«Угостим кукол чаем» .
Цель игры : Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить
совершать цепочку последовательных действий. Активизировать словарь: чай,
чашка. Чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.
Оснащение. Куклы, чайная кукольная посуда, салфетки.
«Научим куклу одеваться на прогулку».Цель игры : Учить детей соблюдать последовательность при одевании.
Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер. Сапоги, шапка, пальто.
Оснащение: кукла, предметы одежды.
«Помоем руки кукле Кате».
Цель игры : Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку
действий. Побуждать к речевому сопровождению действий. Активизировать
словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.
Материалы: тазики, полотенца, мыло куклы для детей и взрослого.