Екатерина Борисовна Морозова
Проект «Путешествие в мир чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Воспитание гражданина своей страны включает себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста; игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.
Публикация «Проект „Путешествие в мир чудес“» размещена в разделах
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отчеству у русских педагогов была идея народности. Так К. Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика» считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах– «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму – дед наловил рыбы целые сани – «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».)
Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне
Цель: Формирование основ гражданского сознания старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
2. Формировать чувство уважения, сопереживания.
3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
6. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому.
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : информационный, игровой.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели.
Сроки реализации: 1 год.
Методы и формы работы:
- Организованная образовательная деятельность.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Создание и решение проблемных ситуаций через игровые постановки.
- Театральная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Консультирование.
Ожидаемые результаты:
В результате работы предполагается, что, проведя работу по развитию гражданских качеств средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации). Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии, личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки.)
План-график мероприятий.
1. этап-предварительный.
Сбор и накопление информации:
- подготовка анкеты для родителей на тему «Духовно- нравственное развитие детей» - разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка конспектов НОД;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.
- подбор материалов для театрализованной деятельности
2. этап-основной.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Работа с детьми Сентябрь
Разработать проект работы с детьми
Провести диагностику
Беседа «Театральные секреты». Создание
развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Октябрь Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен.
Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми (сказка «Под грибом).
Деление пьесы на эпизоды, пересказ их детьми.
Подготовка и проведение праздника.
Участие в музыкальном празднике «Осеннины».
Ноябрь Беседа «Уважай отца и мать- будет в жизни благодать»
Занятие «Я и мои права».
Рисование «Моя семья».
Работа над эпизодами сказки в форме этюдов с импровизированным текстом.
Праздник «милая, любимая, мамочка моя». Показ сказки «Под грибом».
Декабрь Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает».
Игра- посиделки «Ладушки- в гостях у бабушки».
С. Р. игра «дочки- матери».
Участие в музыкальном празднике «Новогодний бал»
Январь Беседа «Народные праздники на Руси».
Выбор сказки «петушок и бобовое зернышко»- обсуждение.
С. р. игра «Театр». Развлечение «Русские посиделки».
Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой.
Февраль Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.
Изготовление подарков для пап и дедушек. Развлечение «Мой папа лучше всех».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Премьера спектакля.
Март Занятие «Моя мама».
Изготовление подарков мамам, бабушкам.
Театрализованные постановки. Праздник «Масленица».
Праздник «8 Марта».
Апрель Выбор сказки «Жалобная книга природы»- работа над отдельными эпизодами.
Беседа «Хорошие и плохие поступки».
Занятие «Доводи дело до конца». Выставки рисунков детей по спектаклю.
Май Беседа «Бабушка и дедушка вместе».
Репетиция отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита, музыкальным сопровождением.
Диагностика. В конце месяца показ сказки детям младших групп.
Сентябрь - май Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен.
Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра.
Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование «Духовно- нравственное развитие детей».
Консультация «Учите детей общаться».
Октябрь Опрос «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
Беседа «Театрализованные игры и упражнения дома».
Ноябрь Оформление папки - передвижки: "Правила поведения родителей на детском празднике».
Консультация «Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста».
Буклеты «Права детей»
Изготовление костюмов и подбор атрибутов к показу.
Декабрь Папка- передвижка «Ты детям сказку расскажи»- нравственно – патриотическое воспитание.
Консультация «Зачем ребенку друзья».
Январь Консультация: «Кукольный театр дома».
Фотоальбом «Театрализованная деятельность в детском саду».
Февраль Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника». Папка- передвижка «Скороговорки на развитие дикции».
Папка- передвижка «Как воспитать маленького патриота».
Март Круглый стол «Театр наш друг и помощник».
Консультация «Кукольный театр в детском саду»..
Апрель День открытых дверей
Консультация «Нравственно- патриотическое воспитание для дошкольников».
Самореали-
зация Ноябрь-Май Дни открытых дверей.
Проведение родительских собраний.
Приглашение на детские праздники, развлечения.
Привлечение к театрализованной деятельности (роли).
Показ открытого мероприятия.
3. этап-заключительный.
1. Фотоальбом «Театрализованная деятельность в детском саду».
2. Выставка рисунков детей по спектаклям.
3. Папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота».
4. Круглый стол «Театр наш друг и помощник».
5. Показ итогового мероприятия: инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Предполагаемый результат.
Хорошо известно, что театральная деятельность помогает раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир.
Нам, как педагогам важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Воспитательные особенности театрализованной деятельности огромны. Её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Фольклор блестящее средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств, гражданской позиции дошкольников. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.
Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.