ЧУРИЛОВА АЛЕНА
Проект «Путешествие по математическим сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : "Путешествие по математическим сказкам "
Пояснительная записка:
Актуальность. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Публикация «Проект „Путешествие по математическим сказкам“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Проблема. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Важной задачей математического воспитания является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в детском саду.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Квест – игры вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, позволяют детям в наглядной и доступной форме запомнить сложный материал.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Форма проведения: квест – игра.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Срок реализации: долгосрочный 3 месяца.
Состав участников: основные участники – дети подготовительной группы, воспитатели, участники – помощники – дети всех возрастных групп, воспитатели.
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии (квест) в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1. Формировать навыки вычислительной деятельности;
2. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;
3. Закреплять представление о форме, цвете, величине.
4. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать задачу и предлагать способы решения поставленной задачи.
6. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
7. Формировать у детей умение абстрагировать, выделять главное.
8. Развивать высокую познавательную мотивацию.
9. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).
Подготовительный этап:
1. Определить тему проекта, цель и задачи. Подобрать методическую, художественную литературу по теме проекта.
2. Подготовить конверты с игровыми заданиями для каждой станции.
3. Определить тематику в соответствии с возрастной категорией, в которой располагается станция.
4. Подобрать игровой материал для каждого игрового задания (развивающие игры).
5. Привлечь родителей к изготовлению игрового материала
6. Чтение рассказов и сказок с математическим содержанием : «Цветик – семицветик»; «Золушка», «Приключения Буратино», «Красная шапочка»
Основной этап:
Мотивация. Дети подготовительной группы получают письмо с картой-схемой, в котором излагается просьба о помощи главным героям известных произведений вернуть им картинки с изображением атрибутов каждого из героев, которые им очень дороги. (красная шапочка Красной Шапочки, золотой ключик Буратино, хрустальная туфелька Золушки, цветик-семицветик девочки Жени.) Дети подготовительной группы, используя карту-схему начинают помогать сказочным героям найти потерянные изображения
Перемещение по игровым станциям.
1 станция «Геометрические фигуры». Место – младшая группа. Игровое задание - из геометрических фигур сделать картину. Дети младшей группы выступают в роли помощников (подают геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник). Оборудование: цветной картон, клей, ватман Подведение итогов работы на станции:
1. все участники получают жетон.
2. 2 команда получает картинку – подсказку – шапочка Красной шапочки.
2 станция «Величина». Место – средняя группа. Игровые задания: разложить кубики по величине (большие в красную корзину, а маленькие в синюю, выстроить детей средней группы по росту, игра «Карлики и великаны». Оборудование: 2 корзины, кубики разной величины. Подведение итогов работы на станции:
1. активные участники получают жетоны.
2. команда получает картинку-подсказку – хрустальная туфелька Золушки.
3 станция «Порядковый счёт». Место – старшая группа. Игровые задания –выстроить детей старшей группы с карточками, на которых изображены цифры от 1 до 10 по порядку (прямой счет). Назвать цифру, которая спряталась и её место в числовом ряду (смежные числа). Выстроить детей старшей группы с карточками, на которых изображены цифры от 1 до 10 в обратном порядке (обратный счет). Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10. Итог работы на станции:
1. активные участники получают жетоны.
2. Команда получает картинку-подсказку – золотой ключик Буратино.
4 станция «Представление о времени». Место – подготовительная группа. Игровые задания:
1. Детям подготовительной группы необходимо выстроиться с соответствие с карточками, на которых схематично изображены в виде точек дни недели по порядку.
2. Каждый участник должен расположить карточки с изображением частей суток по порядку.
3. Изготовить календарь. Участники команды получают схематические заготовки календаря, на 12 листах изображен один объект (дерево, которое надо разукрасить в соответствии с месяцем, в котором родился участник. Итог работы на станции – самые активные участники получают жетоны. Команда получает картинку-подсказку – цветик-семицветик девочки Жени.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов квеста. Участники квест-игры показывают картинки с изображением главного атрибута каждого из персонажей. (Шапочка – Красная шапочка, ключик – Буратино, туфелька – Золушка, цветик –семицветик – девочка Женя, называют персонаж, литературное произведение.
Детям предлагается итоговое задание: Определить связь математики и этих произведений. (Красная шапочка – величина (большие глаза, большие уши, большие зубы, Золотой ключик – монеты, счет, Золушка – время: часы, части суток, Цветик – семицветик – порядковый счет)
2. Проведение мероприятия «Ярмарка товаров будущего первоклассника». Заработанные в ходе квест – игры жетоны (от 1 до 9 жетонов) предлагается обменять на товары. На «витрине» размещены товары, стоимостью 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 жетонов. Участник может приобрести 1 товар за имеющееся количество жетонов или несколько товаров за требуемое количество жетонов (состав числа из единиц)
Ожидаемые и полученные результаты.
Взаимодействие с детьми других групп.
Детьми были созданы (оформлены) :
– картина из геометрических фигур
- Календарь. Изготовленный участниками квеста календарь размещается в уголке природы наряду с другими видами календарей (отрывной, настенный, настольный) и используется в дальнейшей работе.
Участники проекта вспомнили содержание литературных произведений и определили их связь с математическими понятиями.
Дети проявили свои математические способности (вычислительные навыки) при покупке товаров на Ярмарке.
Умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях.
Развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности.
Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи квест-игры.
Список использованной литературы:
1. Михайлова З., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных математических представлений // дошкольное воспитание. 1988. № 2.
2. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»
3. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
4. А. В. Белошистая «Современные программы математического образования дошкольников» Ростов – на – Дону «Феникс»2005 г.
5. Ю. Гатанов «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» Санкт – Петербург 2000 г.
6. З. А. Серова «Знакомлюсь с математикой» «Питер» Санкт-Петербург 2000г.
7. Ю. Соколова «Арифметика». Москва. Эксмо. 2005 г.
8. Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. Москва 2005 г.
9. Т. А. Фалькович «Формирование математических представлений» Москва «Вако» 2005г.
10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А. А. Столяра. М., Просвещение, 1988 г.
11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников». М. Просвещение, 1992 г.