Людмила Паншина
Проект «Пустыня» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПУСТЫНЯ»
Тип проекта : познавательно-творческий.
Состав участников: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки проведения с 30.03.15 по 3.04.15г.
Цель: первоначальное знакомство с природной зоной «пустыня» (особенности климата, растительный и животный мир)
Задачи:
1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни.
2. Расширять и углублять представления детей о животных и растениях в пустыне.
Публикация «Проект „Пустыня“ в старшей группе,» размещена в разделах
3. Развивать познавательный интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.
4. Развивать логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.
5. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Актуальность: У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные события и факты. Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.
Проблема: Общаясь с детьми про пустыню, мы заметили, что дети в недостаточной степени имеют представления о том, какие животные проживают там (путают животных пустынь и тропиков, как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.
Прогнозируемые результаты:
- Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).
- Дети будут различать и называть представителей животного мира: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк, скорпион, джейран.
- Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле, кактус, саксаул.
- Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.
Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.
Формы работы:
- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, наблюдения, экспериментирование, игры, сюжетно - ролевая игра.
- Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры, лепка, рисование.
Продукт проекта :
- Оформление информации для родителей папка-передвижка: «Обитатели пустыни», ширмы: «Что мы знаем про пустыню?», «Это интересно…»
- Выставка детских работ «Красота пустыни», «Караван из «кораблей» пустыни», «Верблюд в пустыне».
- Картотека стихов, загадок.
- Альбом «Это необыкновенная пустыня» (с участием детей и родителей).
- Макет «Пустыня»
- Презентация проекта «Пустыня».
- Детское проектирование «Пустыня».
- Развлечение «Загадки пустыни»
Методы проекта :
- словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки.
- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, схемы, рассматривание объекта для наблюдения,
- игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.
- практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Этапы реализации.
1этап – Подготовительный:
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.
Содержание:
- Создать мотивацию для работы по проекту.
- Разработать план по тематической неделе.
- Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.
- Подбор методической литературы.
- Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.
- Разработка конспектов по НОД.
2 этап - Практический:
Цель: Формирование представлений и знаний о пустыне, животном и растительном мире.
Задачи:
- Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.
- Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.
- Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Способствовать закреплению материала по теме «Пустыня» через итоговое развлечение со стариком Хоттабычем «Загадки пустыни».
Содержание работы по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- НОД : «Путешествие в пустыню», «Наблюдение за черепахой», «Растения пустыни»
- Беседа на тему: «Что такое пустыня?»
- Беседа: «Почему верблюжонок не может встретить друзей в пустыне?».
- Ситуация общения «Что я узнал о пустыне?»
- Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни.
- Наблюдения за черепахой, кактусами, суккулентными растениями.
- Д/и «Кто, где живёт?», «Где чей дом?», «Лото: животный мир», «Большие и маленькие-2», «Про животных».
Художественно-эстетическое развитие:
- НОД по лепке: «Караван из «кораблей» пустыни»
- НОД по рисованию: «Красота пустыни», «Верблюд в пустыне».
- Самостоятельная деятельность «Обведи и раскрась».
Социально – коммуникативное развитие:
- С/ р игры: «Путешествие по пустыне», «Зоопарк».
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Раз, два три - к животному беги!», «Чей кружок быстрее соберётся», «Паук».
- М/и игра «Перекати – поле», «Солнце светит высоко…», «Шею вытянул верблюд…», «Живая – неживая природа», «Пустыня, лес, вода».
- Пальчиковые игры: «Кто живёт в пустыне?», «Он на ёжика похож.», «Тут варан пошёл гулять…».
Речевое развитие:
- НОД по р. речи «Рассказывание по картине «Верблюдица с верблюжонком»», НОД по чтению худ. литер. «Перекати-поле – шаровая сеялка», НОД по р. речи «Пересказ сказки «Страус и черепаха»»
- Рассказы: «Перекати-поле – шаровая сеялка», «Растения и животные пустынь» (пособие «Природные зоны»)
- Стихи: «Жёлтая страница» С. Маршак, «Пустыня» Е. Евсеева, «Скажите, будьте так добры…», «Оазис в пустыне», «Пустыня Сахара» В. Безладнов
- Сказки: «Как верблюд стал некрасивым» (тувинская сказка, «Отчего у верблюда горб» Р. Киплинг, «Страус и черепаха»
- Загадки о пустыне, животном и растительном мире.
3 этап - Оценочно - рефлексивный:
Цель: Обобщение знаний о пустыне, растительном и животном мире.
Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.
Наиболее эффективными в работе с детьми были опыты – эксперименты, наблюдения, беседы.
Итоговое мероприятие - развлечение со сказочным героем Стариком Хоттабычем «Загадки пустыни»
4 этап - Презентационный.
- Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Пустыня»
- Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании.
Работа с родителями:
Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса у детей к окружающей природе.
- Консультации и наглядная информация для родителей: папка-передвижка: «Обитатели пустыни», ширмы: «Что мы знаем про пустыню?», «Это интересно…»
- Привлечение родителей для пополнение знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.
- Привлечение родителей к оформлению альбома по теме «Это необыкновенная пустыня».
- Привлечение родителей к участию в детском проектировании «Пустыня».