Русина Тамара
Проект «Профессий в мире много»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный
ПРОЕКТ
«В мире много профессий»
Подготовили:
Русина Т. С., старший воспитатель,
Рябцева Н. А., воспитатель
Обоянь,2024
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель проекта
4. Задачи проекта
5. Условия реализации проекта
6. Планируемые результаты проекта
7. Этапы реализации проекта
8. Результаты проекта.
9. Вывод проекта.
10. Список используемой литературы
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Сроки реализации проекта: краткосрочный (4 недели);
Вид проекта: информационный, познавательный - творческий.
Участники проектной деятельности: старший воспитатель, воспитатель, дети (старший дошкольный возраст, родители (законные представители).
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Проблема: представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространённых.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Для всестороннего развития детской личности воспитанников особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь
Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека. Расширение и обобщение представления детей о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей.
Задачи проекта:
- Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
- Побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей.
- Воспитывать уважение к людям различных профессий.
- Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
- Развивать коммуникативные способности.
- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Условия реализации проекта:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям; 2. Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребёнка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
Планируемые результаты проекта.
У детей:
1. Сформировать понимание значения слова «профессия»;
2. У детей появится возможность найти друзей по интересам;
3. Должна прослеживаться положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
У педагогов:
1. Сформируется положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми;
2. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями;
3. Разработаны конспекты тематических занятий;
4. Подготовлены фотографии для сайта ДОУ;
5. Игровая развивающая среда пополнена сюжетно – ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
В ДОУ:
1. Создана новая система трудового воспитания.
Деятельность педагогов:
1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
2. Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
3. Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в проведении познавательных досугов. 4. Изготовление папки-передвижки «Профессии» по некоторым из представленных профессий (повар, продавец, стоматолог, медсестра, водитель, постовой, пожарный, парикмахер, строитель, плотник, почтальон, моряк, помощник воспитателя, военный и другие, в соответствии с требованиями времени).
Деятельность детей:
1. Участие в беседах, познавательных досугах, НОД, конкурсах, сюжетно ролевых играх, в чтении художественной литературы, заучивании стихов, конструировании, различных видах трудовой и продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный (накопление знаний):
1. Определение цели и задач проекта;
2. Разработка плана реализации проекта;
3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
4. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе. 5. Разработка конспектов мероприятий непрерывно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями. 6. Прогнозирование результата.
II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами)
Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т. к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
1. Оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта. 2. Консультации по теме проекта: «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с трудом взрослых», «Влияние труда взрослых на развитие детей».
3. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
4. Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых. 5. Встречи с интересными людьми разных профессий (повар, прачка, сотрудник ГИБДД и другими).
6. Чтение худ. Литературы
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
С. Маршак «Почта»
В. В. Маяковский «Кем быть?»
«Знакомые профессии» А. Богдарин
«Строители», «Шофер», «Портниха» Б. Заходер
В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»,
«Дядя Стёпа - милиционер»,
С. Михалков.
Чтение стихотворений о профессиях,
Загадывание и отгадывание загадок о профессиях.
7. Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»,
«Собери картинку»,
«Все работы хороши»,
«Профессии»,
«Угадай профессию»,
«Пазлы».
8. Сюжетно-ролевые игры:
«Салон красоты», «Магазин», «Врач», «Модельер», «Водитель».
9. Экскурсия в библиотеку, беседы с людьми разных профессий.
Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
III этап: Заключительный.
Подведение итогов. Показ сказки:
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Планирование мероприятий.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
В ходе проекта «В мире много профессий» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, слесарь, продавец, парикмахер и др.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.
Результаты проекта «Профессий в мире много»:
1. Расширились представления детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
2. Расширился кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
3. Сформировалось уважение к труду взрослых разных профессий.
4. Определили значимость профессий.
5. Поощрили творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
6. Сформировалось обобщённое понятие «профессия», обогатился активный словарь.
7. Развиты внимание, память, мышление.
8. Воспитывалась положительная мотивация к обучению, уважение к труду взрослых.
Вывод:
Уверены, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем воспитанники детского сада выберут себе любимую профессию, доставляющее радость и приносящее пользу людям. А мы поможем в их начинаниях.
Список используемой литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.
2. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет. сада. – М, 1984.
3. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М, 1983.
4. Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач
5. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011
6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990.
7. Раскраски для детей – профессии